По оценкам экспертов, почти половина российских компаний не готовы отказаться от западных решений для унифицированных коммуникаций - видеоконференций (ВКС), телефонии, мессенджеров. Заказчики не готовы импортозамещаться в ущерб возможностям систем. Большой бизнес ждет от отечественных производителей решений для унифицированных коммуникаций прорыва в области функционала и качества. На это указывает исследование компании «Инфосистемы Джет» и издательства «Открытые системы», которое TelecomDaily изучил первым.
Ощутимый удар
Компания «Инфосистемы Джет» совместно с издательством «Открытые системы» провели исследование «Рынок систем корпоративных коммуникаций в 2025 году».
Как указывают авторы исследования, для крупных компаний системы корпоративных коммуникаций становятся не просто операционным инструментом, а критически важной частью ИТ-инфраструктуры, от которой напрямую зависит эффективность работы геораспределенных команд, стабильность бизнес-процессов и безопасность взаимодействия. Между тем уход западных разработчиков и поставщиков систем корпоративных коммуникаций стал ощутимым ударом для многих отечественных компаний, привыкших ориентироваться на лучшие в своем классе решения.
В настоящее время можно констатировать, что проблема в целом решена, и компании не остались без средств корпоративного взаимодействия. Многие предприятия, несмотря на отсутствие обновлений, поддержки и прочие неудобства, продолжают использовать уже установленные зарубежные решения (42% - мессенджеры, 23% - ВКС). Свой выбор они обосновывают тем, что уже привыкли к западным интерфейсам и стабильности работы таких сервисов.
«Можно констатировать раскол рынка: большая часть опрошенных (48%) хотели бы продолжать использовать зарубежные решения при наличии такой возможности. При этом они считают низкой вероятность возвращения западных вендоров на российский рынок. Еще треть респондентов (33%) не испытывают желания продолжать использовать западные решения», - говорится в исследовании.
Лишь 9% компаний из числа опрошенных согласны применять любые системы коммуникаций вне зависимости от страны-производителя. Также в числе причин нежелания переходить на отечественные продукты названо отсутствие разработок уровня Enterprise: на рынке нет универсальных решений, представляющих собой единую, всеобъемлющую платформу для коммуникации. Компаниям приходится рассматривать миграцию на несколько различных систем, функционал и надежность которых не всегда устраивают.
Вызывает вопросы и стоимость этих решений: переход обходится в значительную сумму. В частности, только у 14% компаний существует единая система корпоративных коммуникаций, основанная на решении одного вендора. Еще 20% используют ВКС и мессенджер одного производителя. Большинство же предприятий используют отдельные решения разных разработчиков.
При этом мнения о необходимости единой платформы также разделились почти поровну. Таким образом, можно предположить, что движение в сторону создания единой платформы корпоративного взаимодействия все же будет наблюдаться.
Позитивные моменты
Другой позитивный момент - три четверти респондентов уже используют решения российских производителей: 43% респондентов уже находятся в процессе миграции на российские решения, а ещё 28% рассматривают возможность их внедрения. В условиях возможных ограничений на использование иностранных решений для звонков отечественные корпоративные платформы с аудио- и видеосвязью становятся еще более значимыми для корпоративного сектора. Тех, кто вообще не рассматривает переход на российские решения, очень немного (15%).
Однако есть и небольшая группа тех, кто рассматривает альтернативные решения, которые возможно использовать на территории России. В числе компаний, которые все же переходят на отечественные решения, 31% исходят из критерия «цена-качество».
«Для сравнения: 14% пытаются добиться исключительно максимального функционала, используя в качестве ориентира зарубежные системы. Из дополнительных критериев выделяются наличие убедительного плана развития, качество поддержки и скорость внедрения», - отмечается в исследовании.
Исследование охватывает крупные и средние компании из разных индустрий - от промышленности и ритейла до IT и госструктур. Большинство респондентов (59%) оценивают бизнес-критичность корпоративных коммуникаций как высокую, еще 31% - как среднюю. Этот показатель выше среди крупных компаний, где для распределенных команд и цифровых цепочек взаимодействий необходима надежная коммуникационная основа.
Как пояснил руководитель направлений мультимедиа и UC «Инфосистемы Джет» Яков Шапиро, исследование подтвердило высокую бизнес-критичность систем коммуникаций и важность внедрения экосистемных продуктов. «Мы предполагали, что многие компании ждут возвращения иностранных вендоров, - и среди наших респондентов таких почти половина. При этом остальные планируют будущее с российским ПО», - подчеркнул он.
В то же время ведущий аналитик исследования Николай Смирнов отметил, что результаты опроса подтвердили раскол в поведении заказчиков, характерный для многих сегментов ИТ-рынка.
«Компаний, настроенных бескомпромиссно, относительно немного, а остальные не хотят рисковать, принимая радикальные решения. Основная масса занимает выжидательную позицию, не слишком доверяя российским игрокам, и не желает выступать в качестве полигона для обкатки сырых технологий. Безусловно, за развитием отечественных систем пристально наблюдают, от них ждут рывка вперед. Приближение российских решений по функционалу к признанным лидерам, а возможно, и появление уникальных возможностей, опережающих западные аналоги, способно заметно изменить расклад сил на рынке», - считает Николай Смирнов.
Говоря о балансе между российскими и зарубежными решениями в инфраструктуре компаний, можно отметить, что среди ВКС лидируют отечественные системы, а мессенджеры преобладают зарубежные. Так, 55% респондентов используют российскую ВКС, а 23% - зарубежную; 15% используют сразу оба варианта. Зарубежные мессенджеры внедрены у 42%, а у 39% - российские.
В будущем, по оценкам авторов исследования, от разработчиков российских средств корпоративных коммуникаций можно ожидать «гонки вооружений» в области ИИ: в компаниях востребованы такие инструменты как автоматическая расшифровка аудио и составление протоколов по итогам встреч, в перспективе - использование виртуальных помощников.
Развитие отечественными производителями интеллектуальных возможностей в своих системах может стать их конкурентным преимуществом, влияющим как на восприятие локальных игроков, так и на выбор конкретных решений. Полная версия исследования теперь доступна по ссылке.
Фото: Шедеврум.
