На конференции Avito.tech.conf-2025 обсудили, для чего крупные IT-компании используют ресурсы «пиратских команд»? И в какой мере айтишники должны отвечать за конечную стоимость продукции и услуг компании? Ведущие эксперты также обсудили принципы и формы управления технологическими подразделениями предприятий в ближайшем будущем.
В Москве состоялась Avito.tech.conf-2025, организованная компанией «Авито». В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Будущее управления в tech» с участием технического директора (CTO) компании «Яндекс Крауд» Павла Щербинина, техдиректора по направлению b2c «Сбера» Владислава Плющева, а также технического директора «Альфа-банка» Анны Лубягиной и Александра Капустина, генерального директора компании Unirest IT. Дискуссию модерировал CTO Safecom «Авито» Антон Тупиков.
По оценкам CTO «Альфа-банка» Анны Лубягиной, искусственный интеллект, очевидно, «меняет процессы», но с точки зрения менеджмента он вряд ли что-то сильно скорректировал. В частности, в настоящее время в «Альфа-банке» ИИ-агент помогает в проведении code review - он присоединяется в качестве участника в репозиторий и комментирует pull request. Также внутри команд разработчиков создаются конкретные инструменты, направленные на улучшение метрик.
Но всё это пока только небольшие, фрагментированные кусочки общего процесса. А если говорить глобально, то, по словам Анны Лубягиной, им хотелось найти решение, которое полностью поменяло бы «весь цикл разработки», и позволило бы на выходе получать готовый кусок кода от ИИ-агента, который можно сразу вставлять в продукт.
Технический директор направлению b2c «Сбера» Владислав Плющев полагает, что в настоящее время «у нас произошёл очень серьёзный сдвиг с фокусом как раз на повсеместную «ИИ-низацию». Если раньше речь шла о специализированных решениях на основе ИИ, преимущественно при оценке рисков, то сегодня буквально везде звучит одно и то же: внедрение агентов, автоматизация процессов и совершенно новые подходы к принятию решений. Это реальный сдвиг парадигмы, незаметный поначалу, но ставший важным глобальным трендом для экономики.
Владислав Плющев пояснил, что «Сбер» ориентирован на изменение подходов ко всем управленческим процессам.
«Я вчера ходил на бюджетное планирование. Коллеги с помощью ИИ-агента проанализировали наш проект бюджета и говорят – вот «тут у вас дубли, тут у вас пересечение по целям» и так далее… Вроде люди это и раньше делали, но чтобы вот так – быстро провести анализ всего массива наших инициатив и свести всё воедино?! Это, конечно, сильно поражает: как решения могут приниматься с такой скоростью? В том числе и неверные решения, к сожалению. Это тоже большой риск, потому что зачастую мы почему-то больше доверяем ИИ, чем людям», - подчеркнул представитель «Сбера».
В числе других положительных примеров использования ИИ-агентов, которые привел Владислав Плющев, - использование инструментов автоматизации, которые существенно ускоряют процессы, будь то ведение протоколов или сбор необходимой аналитики.
По его словам, изменения за счет внедрения ИИ ощущаются на всех уровнях - от стратегических вопросов до повседневных операций. Участники дискуссии также отметили, что в настоящее время ключевая управленческая задача должна смещаться в сторону создания вовлеченных IT-команд, которым небезразличен конечный результат их работы. Айтишники должны понимать бизнес-цели предприятия и свою роль в их достижении. Подход, при котором IT является просто сервисом для бизнеса, признается дорогим и неэффективным. У сервиса нет ответственности за конечный результат, подобно бригаде, делающей ремонт в чужой квартире.
«Когда у вас команда замотивированна, и перед ней стоят цели, чётко связанные с бизнесом, и они понимают корреляцию своей стоимости, своей зарплаты, с маржинальностью компании, то она немножко по-другому начинает работать», - подчеркнул он.
Помимо этого в ходе панельной сессии её участники обсудили принципы командных работ в рамках IT-задач. В частности, многие компании выстраивают работу своих команд по принципу Stream-Aligned, ориентируя сотрудников на поиск решений, которые обеспечивают быстрый рост ценности корпоративных услуг и продуктов для клиента.
Как пояснила Анна Лубягина, клиенту неважно, с какими экосистемами он сталкивается, главное, чтобы в итоге он был доволен. Появились миллионы клиентских путей, и почти все они вертикальны. В частности, многие команды работают по принципу streamline («поточной линии»). Конечно, существуют и горизонтальные платформы, и тогда предприятие или организация выравнивает процесс управления с помощью соглашений об уровнях обслуживания (SLA). В этой связи, компания определяет, какие цели она ставит на квартал, выделяет около 20% рабочего времени инженеров на развитие технологической инфраструктуры.
В то же время техдиректор «Яндекс Крауд» Павел Щербинин подчеркнул, что ему нравятся «пиратские команды» - TechNuan, которые используют простые и быстрые решения для проверки гипотез. Особенность структуры «Яндекс Крауд» - именно в наличии «пиратской команды», которая специализируется на быстрой автоматизации процессов. Как только возникает задача, её хотят оперативно проверить на решениях типа «piracy team» (команда-пираты). Они используют простейшие и самые быстрые способы автоматизации, проверяя, действительно ли предложенное решение эффективно.
При этом важно понимать, всё, что делают такие команды, становится потенциальным техническим долгом, который предстоит либо исправлять, либо окончательно списывать. Принятие этого факта позволяет экспериментировать, оперативно решать локальные проблемы и также быстро внедрять найденные решения в производство.
«У нас очень это хорошо полетело. Они занимаются быстрыми автоматизациями. Когда что-то пришло и хочется очень быстро попробовать... На очень простых, очень быстрых автоматизациях решить какую задачу, посмотреть, она действительно решает проблему или нет? И только потом автоматизировать. Я изначально воспринимаю её как команду, которая сама создаёт технологический долг. Поскольку всё, что она делает, по итогу нужно будет либо «закопать», либо переделать в полноценное production-решение», - пояснил он.
Фото: TelecomDaily.
