14.10.2025 17:58
PRO Компании

И денег не жаль. Как «СберМобайл» пожертвовал ARPU

«СберМобайл» сообщил о росте абонентской базы на 800 тыс. SIM-карт всего за три месяца. Но есть и обратная сторона — крайне низкий ARPU. Это значит, что сотовый бизнес крупнейшего банка в СНГ вряд ли начнет приносить доход в ближайшие годы.

MVNO-оператор отчитался об итогах работы за третий квартал. За этот период его абонентская база выросла сразу на 21%, с 3,8 до 4,6 млн абонентов. Это новый рекорд для современного российского рынка сотовой связи. Однако аналитики предупреждают — ARPU «СберМобайла» падает не менее стремительно, а вариантов увеличивать выручку с одного абонента при такой динамике у него практически нет. Так, на конец 2024-го ARPU в этой сети был в три раза ниже, чем у сотовых операторов большой четверки.

Финансовых итогов у «СберМобайла» в этом году пока не выходило. Зато отчеты о росте абонбазы — регулярно. За первое полугодие 2025 количество новых контрактов выросло почти на 10%, с 3,5 млн на конец декабря 2024 до 3,8 млн по итогам июня 2025.

Однако основные подключения пришлись как раз на третий квартал, когда оператор стал продавать SIM-карты в новых российских регионах (Херсонской и Запорожской областях, а также в ДНР), — сразу 800 тыс. новых абонентов. Для сравнения, за весь 2024 год оператор подключил 1,1 млн. абонентов (+46%), практически удвоив абонбазу. Тогда сеть появилась на Урале, на Дальнем Востоке и на Кавказе.

«СберМобайл» не публикует показатель ARPU (уровень средней ежемесячной выручки с одного абонента). Однако, если разделить общую годовую выручку на количество абонентов, то за 2023 год ARPU оператора составлял 300 руб, а за 2024 год — уже 160 руб.

Таким образом, выручка с одного абонента просела почтив вдвое, вполне соответствуя почти двукратному росту числа абонентов. Оператор по итогам прошлого года отчитался о чистом убытке в размере 1,75 млрд руб. (против почти 31 млн руб. чистой прибыли на конец 2023-го).

Что же в 2025? Каким образом «СберМобайл» увеличивает доходность? Параллельно с подключением новых регионов действуют все те же акции — пакеты бесплатного интернет-трафика для новых и старых абонентов, отдельный тариф с оплатой бонусами «Спасибо» (390 бонусов или 390 руб. за 50 Гб и 300 минут), бонусы за перенос номера.

При этом в сообщении компании, посвященном новому рекорду по росту абонентской базы, уточняется, что самый популярный тариф на сегодня другой — не 390 бонусов за 50 Гб и плюс минуты, а 600 руб. за 30 Гб. Последний вполне соответствует расценкам «четверки», когда те включают накопление трафика и программы лояльности. Только кто же его выберет, если клиенты банка могут пользоваться связью бесплатно, получая в своем пакете гораздо больше?

«В четвертом квартале мы ждем оживления активности и роста спроса от потребителей, и у нас большие планы по набору базы. Драйвером роста здесь станет запуск сразу нескольких экосистемных продуктовых хард-бандлов, что позволит еще увеличить LTV банковского клиента», – заявил генеральный директор «СберМобайла» Сергей Волков.

То есть «СберМобайле» и не скрывают, что они нацелены не на доход, а на увеличение лояльности клиентов своего банка и весьма долгую перспективу. LTV (Lifetime Value) — это показатель ценности клиента за все время, что он пользуется услугами компании.

На российском рынке MVNO конкуренция уже высока, подчеркивает гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. По его прогнозам, при столь активной политике по новым подключениям и непрекращающемся демпинге «СберМобайл» еще сильнее снизит ARPU по итогам 2025-го.

«Очевидно, что они ориентируются на собственных клиентов, на рост базы, и параллельно не в состоянии поднимать тарифы. Так, у MVNO «Ростелекома» только что вышел тариф «Первый мобильный», где за 300 руб. в месяц абонент получает 100 Гб трафика».

По данным последнего отчета ИАА TelecomDaily, «СберМобайл» занимает третье место на рынке российских MVNO, незначительно проигрывая по количеству абонентов «Т-Мобайлу» — 4 млн против 4,6 млн.

По темпам роста абонбазы «СберМобайл» — безусловный лидер. За последний год он увеличил число абонентов сразу на 149%, в то время как крупнейший виртуальный оператор РФ, Yota, — на 50%, а идущий вторым «Т-Мобайл» — на 28%.

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: СберМобайл,Ростелеком,Рынок,MVNO
Рубрики: Связь