На конференции ЦИПР-2025 впервые представили национальный проект по освоению космоса. 10 июня 2025 года нацпроект утвердят на совете при президенте по стратегическому развитию. В рамках проекта в космос планируется вывести 886 спутников широкополосного интернета «Рассвет» и 114 аппаратов дистанционного зондирования.
Доверие к частникам
На конференции ЦИПР-2025 в Нижнем Новгороде генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Баканов презентовал национальный проект по освоению космоса. По его словам, проект был «коренным образом пересмотрен» после поручения президента. «Все государственные программы в сфере космоса теперь внутри этого национального проекта», - сказал он.
В частности, одна из целей проекта – технологическое лидерство в помехоустойчивой навигации и точном определении времени. Для этого нацпроект предусматривает поддержание штатного состава орбитальной группировки на средних орбитах в количестве 24 космических аппарата, причем полностью за счет бюджетных средств. Развитие фундаментальной военно-геодезической сети (300 станций и 100% финансирование из бюджета). Развитие средств передачи национальной шкалы времени UTC(SU) - 7 единиц также за счет бюджета. Создание комплекса учета и регистрации средств помехоустойчивой навигации и синхронизации (Куро Глонасс) - 89 комплексов (100% бюджет).
В числе других направлений – внедрение AI-агентов для поддержки космонавтов на МКС.
По словам Дмитрия Баканова, график космонавтов расписан не только по часовому, но и по минутному принципу – они постоянно «находятся в тонусе». ИИ призван помочь анализировать и упрощать жизнедеятельность космонавтов.
«У нас очень серьезные требования к качеству изделий и к испытаниям. Нам важно посмотреть, есть ли у технических ГОСТов по приемке этой техники какие-то несоответствия. Мы хотим, чтобы искусственный интеллект это также проанализировал», - сказал глава «Роскосмоса».
В национальный проект впервые включены мероприятия под запуск ракеты «Амур» с технологией «возвращаемости первой ступени» - по аналогии с Falcon. «Можно попытаться запустить ее через полгода, но только приземление будет такое, что никого мы здесь не порадуем. Чтобы эта технология действительно не была сырой, потребуется 2,5 года. Поэтому конец 2027 - начало 2028 годов. Это тот срок, в который мы целимся», - добавил Дмитрий Баканов.
Руководитель «Роскосмоса» пояснил, что госкорпорация намерена больше взаимодействовать с частными компаниями. Прежняя стратегия, в рамках которой «Роскосмос» пытался всё делать самостоятельно, - «это уже Средневековье», прошлый технический уклад.
«Все передовые страны – США, Китай -поделились рядом сегментов с частниками. Это орбитальная группировка связи, дистанционное зондирование Земли, навигация, которые имеют конечный прикладной сервис, и оплачиваются потребителям. Но есть сегменты, в которых нет прямой оккупаемости. Это отработка атомной технологии, разворачивание электростанции на Луне на базе реактора, космическая наука, запуск обсерватории для изучения дальнего космоса. Все это очень дорого и частник туда не пойдет», - сказал он.
Как рассказал Дмитрий Баканов, когда новая команда пришла в «Роскосмос», то был проведен ряд опросов. Например, как граждане относятся к привлечению частного капитала к космическим разработкам? Более 40% ответили, что не видят в этом никакого риска, наоборот, к некоторым частникам доверия было высказано больше, чем к государственным предприятиям отрасли.
Совестные проекты
Заместитель главы Минпромторга Василий Шпак пояснил, что космические проекты, способные приносить деньги, - это, в первую очередь, сервисы.
«А сервис – это, значит, спутники с полезной нагрузкой. Эффективность полезной нагрузки определяется той электронной компонентной базой, из которой она построена. Чтобы это полезная нагрузка была не только эффективной с точки зрения технических характеристик, но еще и подъемной по деньгам, ее надо производить большими сериями в большом объеме. Только тогда требования по характеристикам можно увязать с адекватной стоимостью», - отметил Василий Шпак.
По мнению замглавы Минпромторга, для решения этой задачи, есть два пути.
«Путь первый. Мы должны использовать для спутников максимально электронную компонентную базу, которая есть в других отраслях - коммерческую, доступную на рынке широкого потребления. И второй путь. Максимально унифицировать ту электронную компонентную базу, которая используется в разных видах полезной нагрузки для разных типов космических применений. Чтобы прийти к унификации, нам необходима стандартизация», - сказал замминистра.
Однако, несмотря на «действительно грандиозные планы» в рамках частной низокорбитальной группровки, все-равно «даже с таким количеством спутников не получится добиться необходимой эффективности» и окупаемости.
«Надо идти дальше. Договариваться об открытой архитектуре использования этих компонентов полезной нагрузки не только внутри России, но и для других пользователей. Дать им возможности проектировать аппараты и выводить их при помощи имеющихся в «Роскосмосе» возможностей - сообща на основе платформы для массового вывода коммерческих спутников дружественных стран. Это совместное проектирование возможного производства и самих спутников, и полезной нагрузки. Чтобы унифицировать и сделать массовым спрос на электронную компонентную базу, которая, в конечном счете, определяет эффективность этой самой полезной нагрузки, а, значит, и прибыльность, и доступность этого сервиса, и этой услуги», - подчеркнул Василий Шпак.
Фото: Шедеврум.