07.05.2025 15:31
PRO Компании

Эксперт: порядок маркировки рекламных звонков нуждается в доработке

Правительством опубликован проект постановления с описанием маркировки рекламных телефонных звонков абонентам от предприятий и индивидуальных предпринимателей. Эксперт TelecomDaily, технический директор IT-компании HFLabs Никита Назаров оценил последствия его принятия.

Спорные пункты

Закон об обязательной маркировке звонков был подписан в апреле, с 1 сентября 2025 года он вступит в действие. Порядок маркировки звонков устанавливает правительство своим постановлением. В этой связи в конце апреля был опубликован проект постановления «Об утверждении Правил, сроков, формата передачи оператором связи… информации об абоненте - юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, инициировавшем телефонный вызов, а также состава такой информации».

По мнению Никиты Назарова, предложенный правительством порядок маркировки звонков содержит несколько спорных пунктов. Самые острые из них - как именно будут маркироваться такие звонки и останется ли у бизнеса возможность обойти новые нормы? Проект предполагает, что юрлицо или ИП должны будут заключить со своим оператором договор, и указать в нем все идентифицирующие сведения. К ним относятся ИНН, полное и сокращенное наименование компании, свидетельство о регистрации товарного знака (при его наличии), ОКВЭД, перечень номеров, с которых будет идти обзвон, а также информация о категории таких телефонных вызовов.

«В приложении к правилам сейчас указаны 38 категорий звонков, и часть из них можно трактовать весьма свободно. Например, есть отдельные категории «Банк» и «Кредиты»: очевидно, что вторую категорию финансовые организации вряд ли станут выбирать при заключении договора. Также в проекте встречаются абстрактные категории вроде «Предложение услуг» и «Предложение товаров», под которые можно подвести практически любой звонок. Кроме того пока неясно как и кто будет проверять содержание реального рекламного сообщения заявленной категории», - подчеркивает эксперт.

По словам Никиты Назарова, если следовать тексту документа, то телеком-оператор, обслуживающий выбранный для обзвона номер юрлица и ИП, принимает и валидирует всю эту информацию. В момент звонка он транслирует название организации и ее категорию другим операторам, абонентами которых и выступают конечные получатели рекламных сообщений.

«С технической стороны тут все просто: у большой четверки уже есть такие продукты, которые юридические лица могут использовать на добровольной основе. А вот у более мелких игроков не исключены сложности», - пояснил он.

А санкции будут?

Пока предложенный вариант постановления обходит вопрос санкций для тех организаций, которые не захотят заключать договоры. В тексте говорится, что звонить можно только после того, как твой оператор подтвердил такую возможность и подписал договор. «А если, например, ИП не захочет заключать договор? Кто и как ограничит его в возможности совершать рекламные звонки? Или это та серая зона, которая впоследствии будет проработана дополнительно», - рассуждает эксперт TekecomDaily.

Другая проблема. Часто при регистрации ИП граждане указывают свой личный мобильный номер. Останется ли эта схема или все ИП должны будут получить отдельные номера? А если человек, чей личный мобильный номер и номер ИП совпадают, заключит договор по маркировке? Означает ли это, что все его бытовые контакты тоже будут получать маркировку: «Вам звонит ИП Васильев»? Все это, по словам эксперта, явно требует проработки.

Никита Назаров также обратил внимание на отсутствие ясности в вопросах взаимодействия предложенной схемы с кастомными сервисами блокировки спам-звонков, которые сегодня имеются у всех телеком-игроков.

«Предполагаю, что прямой конкуренции тут не случится, а защитные сервисы станут дополнительным фильтром. Например, если человек поставит блок на рекламные звонки от банков, эта категория вызовов к нему не поступит. А звонки из категории «Предложение услуг», как пока видится из проекта постановления, вполне могут прорваться», - считает он.

Да и в целом, по мнению Никиты Назарова, схема с сервисными звонками при блокировке категории пока не выглядит прозрачной. «Представим, что человек не хочет получать спам от стоматологий с приглашением на бесплатный визит, а звонок с переносом времени собственного приема для него важен. Получит ли он его, если сам поставит блокировку на такие звонки? Или бизнесу придется заводить разные номера для сервисных и рекламных обзвонов?.. Есть и другие моменты, по которым проект не дает ответа», - добавил эксперт.

В частности, должен ли оператор мобильной связи сам у себя зарегистрироваться и маркировать по правилам свои собственные рекламные звонки?.. А колл-центры должны звонить от себя или от имени представляемого клиента?.. Один колл-центр обслуживает десятки бизнесов и выступает владельцем своих номеров. Придется ли ему выделять по номеру под клиента-заказчика?

«Надеюсь, что дополнительные разъяснения на этот счет мы увидим в итоговом документе. И, наконец, на маркировку можно посмотреть под другим углом и задаться вопросом, смогут ли отделы b2b-продаж в телекоме использовать ее в своих целях?.. Сейчас в b2b-секторе не хватает нормальной сегментации и реальных контактов юрлиц. ОКВЭД для многих компаний не показателен, а контакты из ЕГРЮЛ часто содержат устаревшие и неправильные сведения», - считает эксперт.

Никита Назаров полагает, что после вступления закона в силу телеком-операторы могут стать обладателями базы с указанием более-менее нормального вида деятельности и актуальными телефонами. «Но захотят или они ее использовать и как именно, покажет время», - добавил он.

Фото: Шедеврум

Авторы: Игорь Пылаев
Тэги: Правительство РФ,IT
Рубрики: Связь