Концерн «Телематика» рассматривает возможность разработки антропоморфных роботов-автопилотов для автомобильной промышленности. Обсуждаются производственно-экономических расчеты создания такой технологии. Параллельно рассматривается альтернативный вариант - производство автопилотов в виде неантропоморфных симуляторов. Об этом генеральный директор «Телематики» Алексей Нащекин сообщил на конференции «Trans AI 2025» в Сколково.
Антропоморфный водитель
Автомобильная отрасль сталкивается с серьёзной проблемой синхронизации быстрых темпов развития информационных технологий и длительного производственного цикла изготовления автомобилей. Программное обеспечение, управляющее работой бортовых систем и автопилота, обновляется регулярно и быстро. Тем временем традиционные этапы разработки автомобиля - проектирование, создание прототипов, тестирование и запуск в серию - занимают годы, иногда от трёх до пяти лет. В результате автомобили, готовые к производству, часто оказываются морально устаревшими задолго до выхода на рынок.
Разрыв между скоростями технологических разработок и производственных циклов создаёт препятствие для эффективного внедрения новых решений. Чтобы решить проблему интеграции программного обеспечения в транспортное средство, инженеры предлагают различные стратегии. Одна из таких идей - использование антропоморфных роботов для управления автомобилем.
Идея состоит в том, чтобы вместо глубокой модификации конструкции автомобиля и сложной интеграции оборудования для автономного вождения использовать универсальный модуль в виде робота, который управляет транспортным средством подобно водителю. Такое решение устраняет необходимость глобального переустройства автомобилей и инфраструктурных затрат, связанных с разработкой специального оборудования для беспилотников.
По словам Алексея Нащекина, еще семь лет назад он был уверен, что антропоморфные роботы - далеко не лучшее решение. «Зачем помещать робота внутрь автомобиля - это неэффективно. Но время идет, и уже десятки компаний в мире производят неплохих роботов. Tesla, например. В связи, мы серьёзно обсуждаем, что, может быть, не надо больше тратить миллиарды, а взять антропоморфного робота, загрузить в него нужное количество датасетов и посадить за руль. Помимо управления авто, он сможет его заправить и заехать в магазин», - сказал Алексей Нащекин.
По словам главы «Телематики», в этой связи компания сейчас «проводит расчёты» и исследует разные варианты создания таких роботов.
Альтернативный вариант
Параллельно в компании идёт обсуждение альтернативного варианта - производства автопилотов в виде неантропоморфных симуляторов.
«Недавно с коллегами провели брейншторм и предположили, что можно вместо антропоморфного пилота помещать в кабину автомобиля сенсорного манипулятора в виде коробочки, которая работает, условно, от прикуривателя. Его можно просто переносить из машины в машину. Манипуляторы для руля, педали – семь условных рук и восемь ног. И один манипулятор для заправки. Такая дискуссия у нас идёт, и она не теоретическая, а финансово-экономическая, скорее. Это уже не нулевой вариант, и при появлении определенных технологий это может стать реальностью», - подчеркнул Алексей Нащекин.
Концерн «Телематика» - ведущий разработчик IT-систем на основе искусственного интеллекта для транспортной отрасли.
Фото: Шедеврум