ЦБ России намерен запретить банкам покупать активы интернет-платформ за счет средств вкладчиков даже в рамках единой экосистемы. А маркетплейсы могут обязать публиковать аудированную финансовую отчетность. Эти меры призваны минимизировать риски на рынке электронной коммерции. Об этом председатель Банка России Эльвира Набиуллина сообщила на конференции Data Fusion.
Конкуренция будет жесткой
По мнению главы ЦБ, в последние годы интересы коммерческих банков и маркетплейсов стали пересекаться всё больше и больше. Банки в поисках дополнительной выгоды активно смотрят в сторону финтеха, и даже становятся экосистемой. А онлайн-магазины проникают в финансовую сферу, поскольку зачастую клиенту нужен не только товар, но и средства на его покупку.
«Пока ни банки, ни маркетплейсы не могут понять, кем они будут в этой системе? Партнерами или между ними будет жесткая конкуренция? В результате такого взаимопроникновения они станут похожими друг на друга. И уже будет не важно, кто из кого вырос – банк из маркетплейса или наоборот. Конкуренция будет достаточно жесткой», - подчеркнула Эльвира Набиуллина.
Между тем уже сейчас такое взаимопроникновение банков и онлайн-магазинов в деятельность друг друга оборачивается серьезными рисками для их участников. В частности, покупка кредитными организациями активов маркетплейсов за счет средств вкладчиков (даже в рамках единой экосистемы) создает угрозу для владельцев таких депозитов.
«Когда банки вкладываются в активы экосистем… Эти вложения часто кажутся убыточными. И мы не хотим, чтобы эти покупки были за счет средств вкладчиков. Такого рода инвестиции должны быть за счет капитала кредитной организации или средств акционеров. Такое регулирование мы готовим, и в следующем году оно будет постепенно внедряться», - пояснила глава ЦБ.
Также регулятор внимательно следит за тем, как цифровые магазины становятся владельцами кредитных организаций. «Понятно, что активы таких банков составляют всего 0,2% от активов всей российской банковской системы. Но они [банковские активы, приобретенные интернет-магазинами – прим. редакции] в прошлом году выросли в 4 раза. Если маркетплейсы начали покупать банки, значит, их что-то не устраивает в том партнерстве, какое со своей стороны предоставляют банки», - сказала Эльвира Набиуллина.
Новые правила
В этой связи глава Банка России напомнила о подготовке закона о небанковских поставщиках платежных услуг, который призван расширить возможности финтеха в этой сфере.
«Вопрос регулирования платформ нам кажется очень важным. Масштаб уже такой… Что нам нужны единые прозрачные правила. Если эти правила устанавливаем не мы, то их установят другие, и это будут не очень справедливые правила, от которых пострадают незащищенные или слабые участники по отношению к платформе, то есть поставщики и клиенты», - добавила глава Банка России.
Регулятор считает необходимым принятие целого ряда нормативных нововведений. В частности, необходимо закрепить принцип платформенной или сервисной нейтральности. Он позволит исключить любые преференции в тех случаях, когда маркетплейсы реализуют собственные товары и услуги или действуют в интересах партнеров. Все участники рынка электронной коммерции должны получить равные условия.
«Второй вопрос, который уже нуждается в регулировании – мониторинг финансовых рисков. На платформах оборачиваются очень большие ресурсы. Поэтому должна быть хотя бы аудированная финансовая отчетность таких платформ, чтобы было понимание, что у них происходит. Третий вопрос касается операционной надежности маркетплейсов. При таком огромном объеме покупок и продаж мы должны быть уверены, что эти сделки надежные и обеспечивают непрерывность и защиту данных. В том числе, в результате перехода на отечественное ПО», - сказала Эльвира Набиуллина.
Она особо подчеркнула, что уже практически все кредитные организации перешли на российское ПО - эту проблему нужно решать и применительно к цифровым платформам.
«Мы должны создавать условия для развития платформенной экономики. Не за счет ограничения инноваций. Наоборот, благодаря созданию условий для добросовестной конкуренции и прозрачных правил для поставщиков и клиентов», - отметила Эльвира Набиуллина.
Как сообщил в связи с этим президент банка ВТБ Андрей Костин, перед кредитной организацией стоит задача «за 5 лет выйти из нефинансовых активов» - финтехом займутся другие компании. Напомним, в настоящее время у ВТБ - 44,8% компании «Центр хранения облачных сервисов» (РТК-ЦОД, «дочка» «Ростелекома») и 8,44% акций «Ростелекома».
Фото: Шедеврум