«Авито» направит 12 млрд руб. на внедрение генеративного искусственного интеллекта. К 2028 году компания планирует заработать на GenAI 21 млрд руб. Только в этом году появится 20 новых сценариев на базе GenAI: выручка от их реализации в 2025 году может составить более 1 млрд руб.
Новая стратегия
«Авито», крупнейшая российская онлайн-платформа по размещению частных объявлений, представила новую стратегию внедрения генеративного искусственного интеллекта (GenAI). На ее реализацию компания направит 12 млрд руб. Первые продукты с применением GenAI появились в компании в прошлом году и уже обеспечили 670 млн руб. выручки. В 2025 году «Авито» планирует внедрить еще 20 новых сценариев на базе GenAI: выручка от их реализации может составить более 1 млрд руб. По расчетам компании, к 2028 году совокупная выручка от внедрения таких проектов оценивается на уровне 21 млрд руб.
По словам старшего директора по данным и аналитике «Авито» Андрея Рыбинцева, прибыльность инвестиций компании обеспечит использование больших нейросетей в области рекомендаций и монетизации. «Помимо этого, мы создаем экспериментальные LLM-продукты, которые упростят опыт пользователей на платформе и улучшат их жизнь. «Авито» хорошо подходит для использования генеративных моделей, у нас много сценариев в создании контента и общении пользователей, где тоже есть гарантированный финансовый эффект», - отметил Андрей Рыбинцев.
В рамках новой стратегии «Авито» представила семейство генеративных моделей - текстовую A-Vibe и мультимодальную А-Vision. Модели обучены на базе китайской нейросети с открытым исходным кодом Qwen2.5 с 7 миллиардами параметров и специализированы для задач, связанных с покупкой и продажей.
По словам разработчиков, глубокое переобучение открытых моделей позволяет добиться высокого качества и производительности при меньших затратах, чем обучение с нуля. Для глубокого обучения двух моделей использовался датасет объемом более 10 терабайт – это не только собственные обезличенные данные «Авито», но и открытые источники информации.
Нейросеть A-Vibe работает только с текстом. Мультимодальная нейросеть A-Vision – и с изображениями, и с текстом; анализирует визуальные характеристики товаров, распознает текст на изображениях, определяет качество фотографий и модерирует визуальный контент.
Ключевая технологическая особенность обеих моделей - русскоязычный токенизатор, созданный командой «Авито». Русскоязычный токенизатор позволяет моделям понимать и обрабатывать входящий текст. В моделях с открытым кодом токенизатор настроен на англоязычный текст, он медленнее работает с русским языком.
По данным компании, русскоязычный токенизатор увеличил скорость генерации текста для ответа пользователю до двух раз по сравнению с другими рыночными решениями.
Глобальные цели
По оценкам компании, «Авито» входит в небольшое число российских компаний, разрабатывающих собственные генеративные модели. «Наша глобальная цель - трансформировать с помощью GenAI классифайд-платформу в интеллектуального ассистента для миллионов продавцов и покупателей», – подчеркнули в компании.
Как пояснил TelecomDaily Андрей Рыбинцев, «Авито» не боится появления на рынке суперагрегатора, который в интересах своих клиентов будет работать с маркетплейсами. «Мы вкладываемся в персонализацию и стремимся создать для своих пользователей такие условия, чтобы человеку всегда было выгодно возвращаться и решать все свои задачи через «Авито», - добавил он.
В частности, «Авито» научила нейросеть определять характеристики товара по фотографии, даже если пользователь не указал их в описании, и добавлять соответствующие невидимые теги, которые помогают системе найти такое объявление под соответствующий поисковый запрос. Это позволяет клиенту размещать объявление на «Авито» с помощью всего одной фотографии товара и не тратить время на текстовое описание. Более того, нейросеть «Авито» помогает продавцам с расчетом цены товара или услуги, используя статистику предыдущих сделок.
Сейчас опция «Рыночная цена» доступна для ограниченного перечня наиболее востребованных товаров -автомобилей, телефонов. Но в ближайшие годы она может стать доступной для более широкого круга товаров и услуг, в том числе, для антиквариата.
Андрей Рыбинцев пояснил TelecomDaily, что уже сейчас не составит большого труда распространить опцию «Рыночная цена» и на менее востребованные товары. «Проблема – в отсутствии объективных данных. Фарфор, картины, иконы – слишком уникальные товары; их цена зависит от многих факторов – степени сохранности, года выпуска или создания, редкости и т.п. Но чем чаще их будут выставлять и продавать на «Авито», тем быстрее наша рыночная оценка распространится и на эти категории. Не важно, даже если на первых порах ценовые рекомендации будут в достаточно широком ценовом диапазоне», - отметил Андрей Рыбинцев.
По данным компании, в стратегию внедрения генеративного ИИ изначально заложен подход с положительным ROI: инвестиции должны принести прибыль. «Мы не хотим инвестировать деньги просто в модную технологию. Наш кейс показывает рынку, что на GenAI действительно можно зарабатывать. Мы планировали вернуть вложения за 5 лет, но уже в первом году получилось заработать выручку», - добавил Андрей Рыбинцев.
Фото: Шедеврум