Абоненты федеральной четверки в среднем пользуются услугами своего оператора более восьми лет и более семи — если учитывать операторов MVNO. При этом перенос номера (MNP) имеет ограниченный спрос: за прошедший год с сохранением номера ушли в другую сеть 4% опрошенных.
В качестве первой SIM-ки чаще других приобретают номер МТС, а также T2 (ранее Tele2), в качестве дополнительной — виртуального «Т-Мобайла».
ИАА TelecomDaily публикует результаты исследования, посвященного сценариям работы с новыми SIM/eSIM, а также текущему пользовательскому опыту абонентов мобильной связи
Методология и охват:
В опросе приняли участие несколько тысяч российских респондентов, которые в течение последнего года покупали SIM/eSIM операторов сотовой связи.
Опрос методом онлайн-анкетирования проводился с 14 по 20 октября 2024 года. Система отбора пользователей в панели соответствует международным профессиональным нормам и стандартам ESOMAR в области интернет-исследований.
Результаты исследования:
Срок жизни номера
Абоненты федеральной четверки сотовых операторов (МТС, «МегаФон», «Билайн», T2) в среднем пользуются SIM-картой 8,1 года. Абоненты «Билайна» и МТС дольше других — 8,6 и 8,3 года соответственно. У «МегаФона» средний срок жизни номера, закрепленного за пользователем, — 7,9 лет, у T2 — 7,5.
У MVNO и у проектов, образованных недавно, цифры уже другие. Средние сроки SIM «Ростелекома» — 5,1, Yota — 3,7 года. Банковские операторы в среднем обслуживают абонента от 8 месяцев («ВТБ Мобайл») до 1 года и 3 месяцев («Т-Мобайл» и «ГПБ Мобайл»).
Для десяти операторов, учтенных в исследовании, средний срок обслуживания SIM-карты — 7,2 года.
Количество SIM-карт в одних руках
В сетях четверки абонент в среднем приобретает у своего оператора 1,8 SIM-карт за весь период работы с ним, то есть чуть меньше двух в одни руки.
У абонентов «МегаФона» — 2,1 шт, у МТС — 1,8, у «Билайна» — 1,7, у T2 — 1,4. Крупнейшие MVNO отстают незначительно: по 1,3 шт у «Т-Мобайл» и Yota, по 1,2 шт — у «Ростелекома» и «СберМобайла».
При этом, если бы респондент покупал свою первую SIM-карту (впервые подключался к услугам мобильной связи), то, по результатам опроса, он скорее выбрал бы МТС — 29% или же Т2 — 23%. За «Билайн», «МегаФон» и «Ростелеком» высказались по 10% за каждого.
Однако доля новых подключений на рынке минимальна. Среднестатистический абонент, как правило, пользуется услугами двух операторов связи.
В качестве дополнительного чаще всего выбирают «Т-Мобайл» —31%. Далее следуют T2 — 18%, МТС — 13% и «МегаФон» — 11%.
Абонент может пользоваться несколькими SIM-картами одного оператора — покупать для телефонов детей, для автомобиля, системы «умного дома» и т.д.
Так, абоненты МТС активнее подключают дополнительные сервисы внутри экосистемы и чаще других покупают вторую и следующие SIM/eSIM у своего же оператора — 29%. У «МегаФона» такой сценарий подходит 21%, у T2 — 19%. Далее «Билайн» — 14% и «Т-Мобайл» — 9%.
Новый номер вместо MNP
Услуга перехода с сохранением номера (MNP) имеет ограниченный спрос. Всего 4,2% опрошенных получили новую SIM через MNP.
Вместо этого абоненты предпочитают приобретать новые номера. Причем 41% купили SIM/eSIM в своей же сети и еще 40% — пришли к оператору впервые.
МТС активнее других подключает посредством MNP. За прошедший год 26% тех, кто воспользовался услугой перехода с сохранением номера, стали клиентами МТС. К «Т-Мобайл» ушли 20% таких абонентов, к T2 — 16%.
При этом абоненты MVNO чаще переключаются в другие сети. Исключение среди них — «ГПБ Мобайл», что, вероятно, связано с особенностями абонентской базы (тарифы оператора, больше чем у остальных, нацелены на собственных банковских клиентов).
Сценарии использования
Смартфоны остаются основным сценарием использования операторских сервисов — на них установили 80% приобретённых в течение года SIM/eSIM. На планшеты пришлось 8% SIM-карт, на модемы — 5%, на кнопочные телефоны — 4%, на носимые устройства — 3%.