На российском рынке систем управления транспортной логистикой нет однозначного лидера.«Сколково» и TAdviser исследовали российский TMS.
В исследовании приняли участие разработчики 16 российских TMS (Transportation management system, системы управления транспортной логистикой), а также их заказчики из крупных предприятий транспортной, металлургической, химической отраслей, а также производства товаров народного потребления и торговли.
Выяснилось, что на российском рынке присутствует более 50 отечественных программных продуктов, позиционируемых в классе систем управления транспортной логистикой. Однако рынок не монолитный и характеризуется разнообразием областей применения. К примеру, не все решения одинаково подходят для грузоотправителей и грузоперевозчиков, на функционал влияет также специфика типов перевозки авто-, ж/д-, морских и авиаперевозок.
Также эксперты выделяют на рынке комплексные и универсальные TMS системы, и иные продукты для планирования и управления процессом транспортировки — это системы маршрутизации и логистические платформы.
Аналитики выяснили, что большинство компаний используют либо самописные системы, либо комплекс решений от российских или от российских и западных вендоров. Значительная часть компаний отдает предпочтение самописным решениям, разработанным внутри компании или с помощью внешних разработчиков. Наиболее частая причина такого выбора — по мнению респондентов — на рынке нет готовых систем, функционально удовлетворяющих их задачам, а доработка будет стоить дороже, чем создание собственной системы, и приведет к зависимости от вендора.
Среди отечественных решений чаще всего упоминаются 1С и решения от «Яндекс» (Яндекс Маршрутизация, Яндекс Мониторинг). Разово в контексте отдельных задач упоминались такие системы, как АНТОР, Тераплан, Логинет, Умная логистика.
В целом, судя по ответам участников, на рынке нет однозначного лидера в области TMS, в компаниях используются разнообразные решения для автоматизации специфических задач, сильно отличающихся от заказчика к заказчику. Многие компании считают, что отечественные разработчики TMS систем не предлагают универсальных решений, которые могли бы удовлетворить потребности разных типов компаний. Часто отмечается недостаток функционала для мультимодальных перевозок, а также необходимость в значительной доработке систем для адаптации к конкретным требованиям компаний. Ряд компаний солидарен во мнении, что вендоры фокусируются на автоматизации производственных процессов и не предоставляют инструменты для стратегического управления.
Респонденты при этом отмечают, что TMS системы обновляются медленнее, чем развивается их бизнес, и хотели бы, чтобы вендоры быстрее реагировали на их потребности, предлагали гибкие настройки и возможности оперативного внесения изменений.
«Растут требования со стороны сетей к гибкости доставки, снижается объем минимального заказа, развиваются маркетплейсы и при этом остаётся необходимость сокращать затраты на транспорт, поддерживая высокий уровень сервиса, что при значительных объёмах невозможно сделать исключительно с помощью ручной работы логистов. Современные решения для планирования и управления транспортной логистикой, представленные в отчете, позволят эффективно построить маршрут, соблюсти все ограничения по доставке и отследить груз до конечного клиента при минимальных затратах ресурсов», - говорит директор по консалтингу, исследованиям и аналитике Центра экспертизы и коммерциализации в секторе информационных и финансовых технологий фонда «Сколково» Алексей Борисов.
«В условиях необходимости быстрых и гибких изменений, роста бизнеса, влияния маркетплейсов, дефицита и высокой стоимости квалифицированных кадров, высока потребность в качественном современном решении для транспортной логистики», - согласен заместитель главного редактора TAdviser Николай Каменнов.