Президент РФ подписал законы о налогообложении криптовалют и о корректировке налогообложения IT-компаний.
Налоговый кодекс теперь признает цифровую валюту имуществом в целях налогообложения. Он устанавливает правила налогообложения доходов и расходов от майнинга цифровой валюты, ее купли-продажи, а также обязанности операторов майнинговой инфраструктуры, связанные с налоговым контролем.
Такие операторы будет обязаны сообщать в налоговые органы о майнерах, использующих их инфраструктуру. За неисполнение этой обязанности предусмотрен штраф в размере 40 тыс. руб.
Доходы от сделок с криптовалютой будут входить в общую налоговую базу с доходами от операций с ценными бумагами. Таким образом, общая сумма всех этих доходов в пределах 2,4 млн руб. в год будет облагаться НДФЛ по ставке 13%, а свыше этой величины – по ставке 15%. Более высоких прогрессивных ставок налога для этого типа доходов не предусматривается.
Криптомайнерам теперь запрещается переходить на уплату единого сельхозналога или спецрежим для самозанятых, применять патентную или упрощенную систему налогообложения, в том числе автоматизированную.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования, а его основные положения начнут действовать с 1 января 2025 года.
Что касается корректировки налогообложения IT-компаний, то закон в том числе запрещает уменьшать базу по налогу на прибыль за счет расходов на рекламу на запрещенных интернет-ресурсах.
Правовой акт устанавливает ставку налога на прибыль в размере 5% по доходам от реализации акций (долей участия в уставном капитале) российских IT-организаций, которые применяют пониженные ставки страховых взносов, если срок владения этими акциями превысил три года.
Кроме того, сейчас для IT-компаний и компаний радиоэлектронной промышленности в пределах определенной величины базы для исчисления страховых взносов (на 2024 год - 2,225 млн руб., на 2025 год – 2,759 млн руб.) применяется пониженный тариф в размере 7,6%, а свыше этой величины – 0%. Новый закон предусматривает начиная с 2025 года применение тарифа страховых взносов 7,6% как в пределах данной величины, так и свыше нее.
Помимо этого, раньше расходы на рекламу учитывались при определении налоговой базы по налогу на прибыль, что позволяло ее уменьшить. Закон же устанавливает, что при ее определении больше не будут учитываться расходы рекламодателей на распространение рекламы в интернете, информация о которой не была представлена в Роскомнадзор, либо распространена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен.
Эти изменения начнут действовать через месяц после вступления закона в силу, но не ранее первого числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу (страховым взносам). Сам закон, который содержит и другие изменения, вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением норм, для которых предусмотрен иной срок.
Фото: Freepik