Без видеоконференций сегодняшний бизнес, от малых компаний и до корпораций, уже не представляет ни внутренние коммуникации, ни переговоры с клиентами. О том, как уход западных вендоров изменил отечественный рынок видеоконференцсвязи (ВКС) и сыграл роль драйвера при разработке российских продуктов, TelecomDaily рассказал эксперт по решениям для ВКС компании «К2Тех» Михаил Никифоров.
Какие тренды на российском рынке ВКС вы бы выделили в первую очередь?
Основным трендом сегодня остается курс на импортозамещение. Но если до 2022 года переход на отечественные решения был продиктован специфическими задачами пользователей, то сейчас задействовать аналоги стремятся практически все компании.
Отключается Microsoft Teams, отключились Zoom, Webex и другие популярные облачные сервисы. Ушли производители, ранее поставлявшие на рынок ВКС 75% своих технологий и сервисов: Cisco, Poly, Logitech, Huawei. В этих условиях многие отечественные производители начинают строить собственную экосистему продуктов, не только с функционалом ВКС, но и с корпоративными мессенджерами, средствами совместной работы с данными, видеопорталами и другими привычными и востребованными функциями. Сегодня ни у кого из российских вендоров полной замены условного Teams нет, но все прилагают максимум усилий, чтобы вывести на рынок свои аналоги.
Вообще, говорить о ВКС как об одном продукте стало довольно несовременно – его функционал сейчас гораздо шире. Ряд производителей, которые ранее разрабатывали линейку ВКС-продуктов, пошли в сторону унифицированных коммуникаций, дополняя портфель сервисами телефонии, почты, корпоративных мессенджеров. А отечественные разработчики мессенджеров, наоборот, стали добавлять функционал ВКС.
Рынок российских продуктов так активно развивается, что, думаю, через пару лет мы увидим жесткую конкуренцию похожих экосистем для унифицированных коммуникаций. Еще год назад вендоры сами или с использованием интегратора дополняли системы друг друга под комплексные запросы заказчика. Интеграторы в этой цепочке помогали подобрать оптимальную комбинацию продуктов на рынке. Сейчас уже появляются моновендорные отечественные решения для связи, с интегрированными корпоративными мессенджерами и возможностью проведения одномоментных видеозвонков на сотни пользователей.
На развитие отечественной видеоконференцсвязи влияет и тот факт, что после ухода из России западных компаний многие их бывшие управленцы и технические специалисты перешли к отечественным вендорам. Это часто молодые и амбициозные люди, у которых есть понимание, как должен выглядеть продукт, как правильно выстроить бизнес-модели развития и продаж вокруг него. Это стало еще одним драйвером динамичного роста рынка отечественных коммуникационных решений.
Насколько заказчики готовы проводить импортозамещение там, где дело касается коммуникаций?
Принципу «Не трогай ВКС, пока работает» до сих пор следуют многие компании. Поэтому они планируют пользоваться ранее установленными телекоммуникационными решениями ушедших вендоров, что называется, «до конца». При этом у многих уже давно готов запасной вариант решения, основанного на отечественных продуктах. Крупные российские компании регулярно их тестируют и сравнивают функционал различных предложений на рынке. Некоторые компании готовы уже сейчас выстраивать аналогичную коммуникационную инфраструктуру для параллельно работающей, чтобы в случае внезапного отключения текущих систем перейти на новые в кратчайшие сроки.
Пока действует ранее закупленная лицензия на софт и сервисная поддержка на нее, компания не спешит обновлять коммуникационную инфраструктуру.
Что касается аппаратных решений, которые могут выйти из строя, – стационарные телефоны или терминалы в переговорных, – то здесь вендор или интегратор помогает оперативно находить замену. Ряд азиатских вендоров продолжает официально поставлять продукты в Россию, поэтому с заменой оборудования проблем нет. Например, китайский Yealink сейчас активно захватывает ниши ушедших конкурентов.
Российские коммуникационные решения клиенты рассматривают реже?
В части коммуникационного оборудования наши разработчики еще не научились делать собственные аналоги. Поэтому мы продолжаем использовать отечественный софт, который как раз умеем делать очень хорошо, но с китайским «железом». Думаю, рынку нужно еще несколько лет, чтобы создать конкурентоспособное оборудование. Позитивные подвижки в эту сторону мы наблюдаем у наших вендоров.
Возвращаясь к трендам видеоконференцсвязи, насколько глубоко в этом направлении используется искусственный интеллект? Наблюдаете ли вы спрос на ИИ у заказчиков?
Искусственный интеллект действительно проникает все глубже в унифицированные коммуникационные решения. ИИ применяется всеми лидерами рынка и в России, и в мире. Часто встречающийся запрос бизнеса к ИИ в сфере коммуникаций – транскрибирование, протоколирование и подведение итогов конференций. Это позволяет экономить время сотрудников, особенно в компаниях с высоким количеством различных созвонов и встреч между командами, с клиентами.
Вторая история – интеллектуальный помощник. Такой функционал тоже уже есть в корпоративных мессенджерах некоторых вендоров. ИИ здесь помогает анализировать поступающую информацию, отвечать на вопросы сотрудников, собирать по запросу данные из открытых источников. Некоторые решения также позволяют планировать загрузку на день, создавать конференции. Безусловно, от того, насколько хорошо ИИ работает в продукте, зависит их востребованность у заказчиков.