Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки к закону «О связи», регулирующие работу сервисов обмена мгновенными сообщениями и по сути регламентирующие работу Telegram-каналов.
Теперь владельцы каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков (речь не об охватах, а именно о подписчиках) будут обязаны подавать в Роскомнадзор сведения о владельцах. Такие каналы включаются РКН в специальный перечень и маркируются мессенджером.
Если владелец этого не сделает, то в канале будет запрещено размещение рекламы; также его нельзя будет репостить, а владельцу будет запрещено собирать донаты.
Правда, вопросов тоже много. Например, если канал зарегистрирован на иностранный номер телефона и принадлежит нерезиденту РФ, то с чего бы вдруг этот нерезидент будет выполнять требования РКН, даже если он пишет на русском языке?
Далее, можно запретить размещать в канале рекламу, но это сработает только для маркированной прямой рекламы. Однако, во-первых, значительная часть рекламы в Telegram не маркируется вообще и с этим ничего сделать нельзя, потому что владельцы анонимны. Во-вторых, есть нативная реклама, которая как бы и не реклама вовсе, а трансляция определённой информационной повестки, монетизируемая вовсе не в виде рекламных постов про какой-нибудь «Озон» или «Авиасейлс».
Запретить собирать донаты тоже технически невозможно – можно, конечно, отслеживать посты на предмет публикации реквизитов и как-то блокировать эти реквизиты, но что делать с криптой?
Что касается репостов, то «белые» каналы, может, и не будут репостить «чёрные», однако сетки «чёрных» каналов могут репостить друг друга и аудитории у них будет достаточно. Ведь пользователя не убедишь в том, что если канал анонимный – значит, ему нельзя верить, иначе бы никто и сейчас бы на такие каналы не подписывался.
И, наконец, а спросил ли кто-то товарища Дурова о том, будет ли он следовать требованиям закона и сотрудничать с Роскомнадзором? Опыт прошлых лет говорит о том, что даже блокировки за невыполнение требований мессенджеру не особо страшны, поскольку он содержит встроенные механизмы их обхода.
Подробностей о том, как закон будет реализовываться на практике, пока нет. Впрочем, теоретически всё можно сделать и без участия администрации Telegram – просто будет очень неудобно следить за публикуемыми где-то «белыми списками» каналов для репоста и размещения рекламы.