Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Таким образом, поясняют эксперты, в России продолжается работа по упрощению процедур в области грузоперевозок, что позволит бизнесу увеличить скорость и объемы поставок необходимых товаров.
Тестирование информационной системы запланировано с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года. Одна из целей – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Также будет апробирована выдача разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна».
Планируется сформировать электронный рейтинг грузоперевозчиков для обеспечения органов власти и игроков рынка достоверными данными об участниках платформы.
В постановлении говорится, что эксперимент пройдет на добровольной основе. Его участниками станут органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы информационных систем электронных перевозочных документов.
Оператором цифровой платформы определен Минтранс.
В 2022 году была введена в эксплуатацию, и сейчас активно развивается Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), являющаяся основой для цифровой трансформации отрасли. Очередные приоритетные задачи развития ГИС ЭПД – интеграция с системой ОАО «РЖД» ЭТРАН и цифровизация документов для морских перевозок. Это создает необходимые условия для перехода на цифровые бизнес-модели мультимодальных грузовых перевозок, отмечают ее разработчики.
Архитектура Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП) была презентована 19 декабря 2023 года. Тогда сообщалось, что в 2024 году станут доступны первые сервисы, например, «Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов; цифровой профиль участника платформы; предоставление информации о движении грузов; предоставление данных о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры.
«То, что мы делаем - это глобальное изменение транспортно-логистической отрасли. Бизнес готов менять свои бизнес-модели, проводить пилотные проекты. Мы все должны понимать, что это вызов, вызов с которым мы, уверен, справимся. Вызов мирового масштаба, поскольку примеров такой платформы в мире нет», - рассказывал заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов на презентации архитектуры платформы.
Фото: Freepik.com