«Яндекс» провел в Алматы фестиваль технологий Yandex Qazaqstan Day, где представил первую двуязычную «Алису» в умных колонках и сервис «Нейро» для Казахстана.
Yandex Qazaqstan представил двуязычную «Алису» в умных колонках — голосовой помощник освоил второй язык, помимо русского, и теперь сам переключается с одного на другой во время беседы. Об этом сообщили в пресс-службе «Яндекса».
Теперь пользователь может задать «Алисе» в колонке вопрос на казахском языке, и она ответит тоже по-казахски. А если затем спросить что-либо на русском языке, виртуальный ассистент заговорит по-русски.
Двуязычная «Алиса» доступна как в новых, так и в ранее купленных колонках «Яндекса». Чтобы включить эту функцию, нужно зайти в приложение «Дом с Алисой», выбрать колонку, затем — «Язык ассистента» в настройках, а потом — «Қазакша + Русский».
До сих пор «Алиса» владела казахским только в мобильных приложениях «Яндекс» и «Яндекс Браузер» — ассистент отвечал на том языке, который пользователь выбрал в настройках. Теперь в приложениях «Алиса» сама переключается между двумя языками — для этого достаточно один раз выбрать в настройках казахский.
Виртуальный ассистент также научился понимать еще больше команд на этом языке — как в колонках, так и в приложениях, отметили в «Яндексе». К примеру, «Алиса» может поставить музыку, настроить таймер и будильник, управлять умным домом.
Каждый день через приложения «Яндекса» люди по-казахски задают «Алисе» до 200 тыс. вопросов, рассказали в компании. В Казахстане ежедневно пользователи около 1 млн раз обращаются к ассистенту в колонках с просьбой поставить музыку, 800 тыс. раз — поболтать, 150 тыс. — рассказать про погоду.
Чтобы «Алиса» понимала и говорила по-казахски, компания обучила ее на большом объеме данных, в том числе на тысячах вручную переведенных диалогов и сотнях часов аудиозаписей, рассказали также в «Яндексе». Yandex Qazaqstan также использовал около 1000 часов фрагментов речи, записанных носителями языка. Лингвисты поучаствовали в разработке сценариев общения для «Алисы», чтобы она могла поддержать живой диалог. Например, специалисты подобрали подходящие формулировки для разных ситуаций.
В свою очередь сервис «Нейро» для Казахстана запустили спустя два с половиной месяца после релиза в России.
«Нейро» объединяет возможности поиска и больших генеративных моделей. Пользователь может задать в сервисе любой вопрос на казахском или русском языке.
«Нейро» изучает информацию из всего казахоязычного и глобального интернета и собирает ее в один емкий ответ со ссылками на источники.
«Нейро» понимает естественный язык общения. Он может ответить на казахском или на русском, в зависимости от того, на каком языке был задан вопрос. Кроме того, сервис умеет отвечать на вопросы, для которых обычно нужно изучить несколько источников. Также к текстовому запросу можно добавить картинки.
Yandex Qazaqstan — технологическая компания, которая создает продукты и сервисы на основе машинного обучения и нейросетей. Компания занимается разработкой и внедрением инновационных технологий, направленных на развитие цифровой среды в Казахстане. В стране уже работают поисковые, городские, облачные и развлекательные сервисы, также компания развивает образовательные и социальные проекты.
Фото: «Яндекс»