21.03.2024 14:00
PRO Компании,PRO Абонентов

Эксперты о финрезах VK 2023: «Ситуация с прибыльностью крайне далека от улучшения»

VK по итогам 2023 года увеличил выручку на 36%, до 132,8 млрд рублей. Основным источником роста стала выручка от онлайн-рекламы, она увеличилась на 40%, до 79,7 млрд рублей.

Доходы от онлайн-рекламы среднего и малого бизнеса выросли на 42%, от рекламных интеграций в собственном контенте, шоу партнеров и блогеров — в 2,5 раза. Доходы в сегментах «Образовательные технологии» и «Технологии для бизнеса» выросли на 42% и 68% год к году соответственно. Рост нерекламной выручки VK по итогам 2023 года составил 30%.

В 2023 году средняя дневная аудитория (DAU) сервисов VK выросла на 13% по сравнению с 2022 годом и составила 76 млн пользователей, в четвертом квартале 2023 года средняя дневная аудитория сервисов VK выросла на 6% по сравнению с четвертым кварталом 2022 года и составила 78 млн пользователей.

В 2023 году пользователи проводили в среднем на 6% больше времени в сервисах VK по сравнению с предыдущим годом. Показатель Time spent составил в среднем 3,4 млрд минут в день. 

Скорректированная EBITDA VK по итогам 2023 года составила 495 млн руб.

Количество сотрудников VK с января 2023 года по декабрь 2023 года выросло на 33% до 15 тыс. человек. Доля IT специалистов и продуктовых разработчиков выросла до 63%.

«Выручка выросла чуть лучше ожиданий, но EBITDA по итогам 2023 года была очень низкая (негативная во II полугодии 2023), хуже консенсуса и нижней границы нашего диапазона, - говорят аналитики БКС. - Выручка во II полугодии выросла на 35% год к году (г/г), включая 34% в IV квартале. EBITDA при этом стала негативной — убыток в 3,4 млрд руб. во II полугодии 2023 года (4,5% выручки) — хуже падения на 42% в I полугодии 2023 года. Хорошая динамика выручки обеспечена в основном рекламным сегментом. При этом слабая рентабельность из-за еще более активных инвестиций в соцсети компании и в контентные сервисы, что отражается в росте расходов на маркетинг и персонал, вознаграждения партнерам».

«Показатели прибыльности VK остаются на повестке дня, и здесь ситуация крайне далека от улучшения, - отмечает экономист банка «ЦентроКредит» Евгений Суворов. - По итогам 2023 убыток существенно увеличился до -34.2 млрд руб. против потерь в -3.9 млрд в 2022. Основные статьи - рост финансовых расходов, и отрицательная переоценка фининструментов».

«Рекламные доходы, скорее всего, продолжат расти двузначными темпами на фоне активных вложений ВК в развитие контента, - считает аналитик «Тинькофф Инвестиций» Ляйсян Хусяинова. - Положительный эффект от консолидации «Дзена» (VK купила его в сентябре 2022-го) уже отыграл себя в третьем квартале. EBITDA во втором полугодии ушла в минус на фоне роста расходов на маркетинг и персонал. Увеличения расходов требовало развитие сегмента соцсетей и медиаконтента (маржа по EBITDA во втором полугодии 2023 года упала до 0,6%, тогда как годом ранее она была около 35%), а также сегмента экосистемных сервисов и прочих направлений. Бизнес остается убыточным».

В отчетности за 2023 год VK раскрыла, что в четвертом квартале выкупила 25% акций «Точки» за 11,6 млрд руб. В «Точке» сообщили, что к консорциуму инвесторов, который в 2023 году выкупил 100% АО, также присоединилась «1С», но её долю не назвали. В «Точке» также уточнили, что операционный контроль над бизнесом сохранит команда топ-менеджеров.

Фото: VK

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: VK
Рубрики: Ритейл,Платежи,MTT PRO Бизнес