В КоАП РФ предусмотрят ответственность за спам-звонки и некорректную рекламу кредитов по телефону. Соответствующий закон принят Госдумой в третьем чтении 20 марта.
Поправки в КоАП РФ были внесены в парламент Брянской областной Думой в июле 2023 года. Авторы инициативы предложили ввести новый вид штрафа в качестве наказания за нарушение требований законодательства о рекламе.
Так, действующее законодательство запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств автоматического дозванивания или автоматической рассылки, так называемого спама, без предварительного согласия получателей. Но отдельной ответственности за нарушение этих требований нет.
При этом практика спам-звонков широко распространена как среди компаний, индивидуальных предпринимателей, так и среди кредитных и микрофинансовых организаций (МФО), главной целью которых является незаконное обогащение при условии получения гражданином информации не в полном объеме, а частично, говорится в пояснительной записке к поправкам брянских депутатов.
Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.
Согласно принятому Госдумой закону, за спам по телефону, SMS и электронной почте накажут рублем: штраф для граждан составит от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. рублей; на юридических лиц — от 300 тыс. до миллиона рублей.
Авторы законопроекта отмечают, что цель введения нового вида административной ответственности — повышение социальной защищенности категорий граждан, оказывающихся жертвами недобросовестных рекламодателей.
Кроме того, принятый закон предлагает увеличить штрафы для банков и МФО за рекламу, содержащую информацию о потребительском кредите или микрозайме без указания всех условий, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее.
Штраф для должностных лиц составит от 40 тыс. до 100 тыс. руб. (в настоящее время от 20 тыс. до 50 тыс.), для юридических лиц — от 600 тыс. до 1 млн 600 тыс. руб. (в настоящее время от 300 тыс. до 800 тыс.).
Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
Фото: Freepik