15.03.2024 09:55
PRO Компании

ИАА TelecomDaily: онлайн-кинотеатры в 2023 резко нарастили выручку

По итогам 2023 выручка онлайн-видеосервисов в России выросла на 45%, вернувшись к высоким темпам роста, который рынок демонстрировал до 2021 года включительно. В то же время положение основных игроков не изменилось. Как и годом ранее, в первую пятерку вошли «Кинопоиск», «Иви», Wink, Okko и Kion (игроки перечислены в порядке убывания).

ИАА TelecomDaily публикует данные отчета «Рынок онлайн-видео 2022-2023 гг». В исследовании рассматривается более 40 проектов, реализованных в РФ. Помимо анализа закрытых и открытых данных, проведен экспертный опрос.

Итоги исследования

В 2023 году выручка видеосервисов достигла 80,9 млрд руб. против 55,8 млрд годом ранее. Таким образом, рост за год составил 45%, в то время как по итогам 2022-го не превысил 5-10%. Точно сравнивать с предыдущими данными некорректно из-за измененной в текущем году методики. Однако динамика очевидна: с 2019 по 2021 выручка в среднем росла на 53% ежегодно. 

Отток, наблюдаемый в в 2022, эксперты связывают с уходом ряда крупных сервисов и снижением покупательской активности. 

Платная модель (в основном оплата подписки, но сюда же входит заказ одной единицы контента) продолжала укреплять позиции по сравнению с рекламной (бесплатный просмотр при условии обязательной рекламы). По итогам 2022 года доля выручки от рекламной модели снизилась до 10%, в 2023 — до 8%. Для сравнения, в 2018 рекламная модель обеспечивала 36%.

В данном исследовании выручка видеосервисов от лицензирования и партнерств подсчитана отдельно, чтобы избежать задвоения результатов. Сюда относятся доходы онлайн-кинотеатров (ОК) от партнерских интеграций и продажи контента («ориджиналс») на другие платформы, ТВ-каналы, а также через традиционный кинопрокат.

Здесь рост выручки год к году составил 30% — с 10,9 млрд руб. в 2022 до 14,2 млрд в 2023.

Если разделить сегмент по игрокам, то в лидеры по выручке от лицензирования вышел Start (31%), далее «Амедиатека» — 27%, «Кинопоиск» — 18%, «Иви» — 13,5%, viju — 6%, Kion — 5%. 

В общей выручке онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» увеличил отрыв от идущего за ним «Иви» — 35,6% (годом ранее — 26,9%). У последнего доля в выручке сократилась — 17% по итогам 2023 и 20,3% — в 2022. Номер три, онлайн-кинотеатр Wink, долю, как и годом ранее, продолжал наращивать — 15,3% (13% в 2022). 

Сервис Okko остался четвертым и незначительно потерял долю — 9,8% в 2023 и 12,3% в 2022. Пятый, сервис Kion, также сократил долю — 6,9% против 7,6%. Start и Premier подняли выручку до 6% — соответственно 4,5% и 4% по итогам 2022 года.

Если смотреть на рост выручки по компаниям, то здесь на первых строчках те же сервисы, которые сумели значительнее других нарастить свою долю в общей выручке.

Так, выручка Premier выросла на 117%, «Кинопоиска» — на 93%, Start — на 76%, Wink — на 71%, Kion — на 32%. 

«В 2023 рынок восстановил динамику и показал результат даже выше прогнозируемого годом ранее. Если в 2022 мы наблюдали замедление по естественным причинам, а также уход международных игроков и прекращение сотрудничества с российскими сервисами, то в 2023 российские ОК нашли новые источники контента и расширили маркетинговую активность», — комментирует данные ежегодного отчета генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: Ростелеком,Яндекс,Ivi.ru,Okko,МТС
Рубрики: Контент