26.01.2024 16:37
PRO Абонентов

Почему в России отказываются от доставки продуктов

Оказалось, что сразу 26% россиян покупают продукты только в сервисах доставки. 41% и заказывает онлайн, и ходит в магазин, а 33% только ходят в магазин сами. При этом 20% россиян стали реже пользоваться сервисами доставки продуктов, такие данные приводит аналитический сервис GEO.Platforma.

Среди причин «отказники» называют повышение цен на продукты (27%), неудобные приложения сервисов (22%), снизившуюся скорость доставки (16%) и скудный ассортимент.

Главной проблемой доставки практически треть пользователей назвали испорченные продукты, 27% сталкивались с неполной комплектацией заказа. 20% встречались с нарушенной целостностью упаковки доставленных товаров. У 19% хоть раз путали заказы с чужими, а 14% не получали заказ в принципе.

Давайте разберём аргументы против доставки продуктов подробнее.

Действительно, сроки доставки как из дарксторов, так и из сетевых магазинов у дома за последний год существенно выросли. Тот же «Самокат», начинавший с доставки продуктов за 15 минут и обычно укладывавшийся в эти сроки, теперь декларирует сроки от 30 минут, при этом их часто срывает даже в центре Москвы. «Яндекс Лавка» бесплатно доставляет заказы от 2000-2500 рублей, иначе берёт порядка 300 рублей за доставку. Причина проста: курьеров не хватает, сервисы доставки стали жертвами собственного роста.

На первых порах, во время бурного развития сервисов четыре года назад, во время локдаунов из-за пандемии, их хватало: проникновение сервисов доставки не превышало 20%. Однако с тех пор пользовательские базы увеличились в несколько раз, проникновение достигло уже 2/3  населения тех городов, где сервисы доставки в принципе существуют, а курьеров больше не становится.

Количество мигрантов ограничено, их количество сокращается – например, в 2023 году их было на 10-15% меньше, чем в 2022-м. Местные же жители в целом считают работу курьера непрестижной, и несмотря на высокий доход (в Москве некоторые курьеры зарабатывают по 200 тыс. рублей в месяц) в доставку продуктов идут в основном подрабатывать студенты, а количество людей этого возраста в России также сокращается вследствие того, что на начало нулевых пришлось почти что самое дно демографической ямы.

Что касается цен на продукты, то они повышаются везде, а не только в доставке, так что этот аргумент странный. Впрочем, в сервисах с бесплатной доставкой цены всё-таки часто на 10-15% выше, чем в магазинах у дома, и в какой-то момент это становится критичным: экономия в 200-300 рублей для многих уже достаточно значительна, чтобы дойти до ближайшей «Пятёрочки» или «Магнита» самостоятельно. К тому же, в оффлайне можно что-то взять по скидкам и акциям, обойдя несколько ближайших магазинов.

И это тесно завязано на ассортимент. В приложениях доставки в принципе нет дешёвых продуктов эконом-класса, которые, однако, можно приобрести в условном «Чижике» или «Светофоре», а снижение уровня реальных доходов и подорожание продуктов на фоне инфляции заставляет искать бюджетную альтернативу. Ну, и за алкоголем и сигаретами придется всё равно идти в магазин – дистанционно ни то, ни другое не продают.

Авторы: Илья Шатилин
Тэги: Рынок,Яндекс.Еда
Рубрики: Комфорт