02.11.2023 15:41
Гаджеты

Небо для беспилотников откроют поэтапно

Вопрос определения порядка открытия воздушного пространства для полетов беспилотников в субъектах РФ, за исключением ряда приграничных регионов, обсудили на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем, которое провел первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Сегодня в большей часть регионов России введен запрет на использование беспилотников. Москва и Московская область ввели запрет в мае этого года. Исключение было сделано для органов государственной власти и силовых структур.

Открывать небо планируется поэтапно, сообщили в пресс-службе кабмина.

Сейчас реализуется первый этап открытия воздушного пространства. Работа проводится Росавиацией и Минтрансом совместно с регионами. Так, в Томской области организована работа по обеспечению полетов беспилотников на высоте до 150 м в двух районах в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства. Это временный режим для проведения полетов беспилотников в общеобразовательных и спортивных целях. Ведется работа с Москвой, Московской и Самарской областями и другими субъектами.

С 1 марта 2024 года планируется второй этап — вступление в силу изменений правил использования воздушного пространства, согласно которым в регионах можно будет устанавливать зоны полетов беспилотников весом менее 30 кг. В таких зонах разрешение требоваться не будет.

Согласно обновленным правилам, разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 м от земли или водоема в светлое время суток. При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс России по представлению региональных и местных властей. Предполагается, что для организации таких полетов эксплуатантам не потребуется подавать план перемещения авиационным властям. Также вводится упрощенный порядок применения беспилотников в сельском хозяйстве.

В рамках третьего этапа при росте количества беспилотников будут организованы маршруты и возможность выполнения полетов с закреплением интервалов движения между беспилотниками с учетом их скорости.

На четвертом этапе планируется интеграция беспилотников в единое воздушное пространство. Для этого их необходимо будет оборудовать по аналогии с пилотируемой авиацией. Речь идет о линии связи с диспетчером, защите от столкновения, взаимодействии пользователей с единой системой организации воздушного пространства.

Для упрощения подачи заявок на использование воздушного пространства уже внедрена система представления планов полетов. Полноценно она должна заработать с 1 июня 2024 года. Также планируется ее сопряжение с порталом госуслуг.

В течение месяца регионам предстоит определиться с готовностью участвовать в общем поэтапном процессе внедрения разработанных Минтрансом унифицированных условий открытия неба для беспилотников, чтобы исходя из этого был актуализирован список регионов для предоставления субсидий на развитие отрасли.

Лишь 19 субъектов РФ не ввели ограничения на полеты беспилотных систем над своей территорией, рассказал TelecomDaily генеральный директор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. «Если такие ограничения, введенные Росавиацией по решению Минобороны, объяснимы в южных регионах, то, например, на Дальнем Востоке, решения местных властей не находят рационального объяснения», — прокомментировал эксперт.

По словам Глеба Бабинцева, отрицательный эффект запретов ощутим уже сегодня — многие контракты сорваны по срокам или отложены на неопределенный срок. Затруднено и обучение — молодым инженерам, школьникам, авиамоделистам нельзя выполнить полет без риска попасть под штрафы, а получение разрешения осложнено отсутствием установленных процедур, добавил эксперт.

Глеб Бабинцев также отметил, что в каждом регионе коммерческие эксплуатанты для выживания бизнеса ищут способы получения разрешения — «кому как повезет».

Как заявили в пресс-службе правительства, в настоящее время Минтранс России совместно с субъектами работает над унификацией порядка выдачи разрешений на использование воздушного пространства. Это полномочия регионов, однако Минтранс предложил использовать унифицированные правила.

«Задача — создать прозрачный и четкий, унифицированный по всей стране механизм выдачи разрешений. Сегодня в регионах действуют разные правила, и это представляет собой достаточно серьезный институциональный барьер для развития отрасли», — отметил Андрей Белоусов.

В июне правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Стратегия базируется на пяти ключевых направлениях: на стимулировании спроса на беспилотники, на разработке и производстве, на развитии инфраструктуры, на подготовке кадров и, наконец, на фундаментальных исследованиях в сфере беспилотных аппаратов.

Наибольший потенциал для применения беспилотников имеется в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы, отмечают в кабмине.

Фото: Freepik

Авторы: Марина Новикова
Тэги: Правительство РФ,Регулирование,Регионы
Рубрики: Наука и технологии,MTT PRO Бизнес