15.09.2023 09:46
PRO Абонентов

Физические носители ещё поживут

После того, как Netflix решил закрыть свой прокат DVD в США (да, он работал до 2023 года!) свято место оказалось не пустым. Крупнейшая сеть магазинов DVD, Scarecrow, оперативно запустила свой прокат на тех же принципах: заказываешь фильм, диск тебе приходит по почте, смотришь, потом возвращаешь обратно. Оплата взимается и за сам прокат, и за почтовые расходы, по умолчанию диск сдаётся на две недели.

Почему этот рынок ещё существует в эпоху стриминга? Самая главная причина – это выбор контента. Так, в каталоге Scarecrow можно найти 140 тысяч наименований, в то время как в Netflix их всего 5 тысяч. Конечно, эти 5 тысяч фильмов посмотреть у вас не хватит времени, но вопрос тут в том, что в стримингах присутствуют в основном современные фильмы и сериалы, снятые в последние несколько лет, а также какая-то самая-самая мейнстримная классика.

Если же вы хотите что-то не широкоизвестное, не говоря уже про артхаус, то это можно найти только на DVD или вообще кассетах; конечно, есть ещё любительские оцифровки (ТВ-рипы, например), но массовая аудитория, особенно в США, не умеет пользоваться торрентами.

Ограниченный ассортимент онлайн-кинотеатров имеет под собой строго экономическую основу: правообладатели не хотят продавать права дёшево, а если онлайн-кинотеатр купит лицензию на немейнстримовый фильм, то это просто никогда не окупится.

Вторая причина – это качество изображения и видео. На DVD и тем более Blu-Ray видео и аудио – несжатое, с максимальным качеством и многоканальным звуком. В стримингах же и то, и другое жмут для экономии трафика. Разница, конечно, заметна только на больших дорогих телевизорах, но если он у вас есть – значит, вы целевая аудитория.

Третья причина – бонусный контент вроде комментариев режиссёра, неудачных дублей, удалённых сцен, интервью с участниками съёмки и даже каких-нибудь буклетиков, то есть, когда речь идёт уже о носителе как о коллекционной ценности. И этот диск всегда будет у вас и не пропадёт из онлайн-кинотеатра по какой-нибудь причине вроде непродления лицензионного соглашения между кинотеатром и правообладателем.

Наконец, четвёртая причина – это независимость от интернета. Одно дело, когда вы живёте в городе и у вас безлимитная оптика в квартире. Другое дело – за городом, где интернет может быть только мобильным, медленным и дорогим. Там не постримишь. Даже в России на большинстве доступных тарифов нет безлимитного интернета, и предлагается на месяц порядка 50 ГБ трафика. При стриминге фильмов он очень быстро закончится.

Что касается аудионосителей, то они не просто существуют, но и даже набирают популярность, причём речь идёт не только о CD, но и об аналоговых носителях вроде виниловых пластинок, кассет и катушек.

В случае с CD, которые в 2021 году снова пошли в рост после 20-летнего падения основная причина – коллекционная, желание обладать конкретным носителем с буклетами и т.п. Также они позволяют слушать музыку в хорошем качестве на качественной аппаратуре без компьютера с интернетом. Конечно, есть стриминги с несжатым звуком (вернее, сжатым без потерь), но для того, чтобы этот звук вывести на акустику, потребуется звуковая карта, сопоставимая по цене с CD-проигрывателем. Или недешёвый плеер, поддерживающий стриминг.

Пластинки растут вообще с 2005 года – тут, помимо коллекционной ценности, покупателей привлекает аналоговый звук, который с психоакустической точки зрения приятнее цифрового за счёт детонации, потрескивания и т.п. Также привлекает сам процесс прослушивания и наблюдение за ним. Плюс ассортимент: многое издавалось ещё в доцифровую эпоху и существует только на виниле.

Что касается катушек, то здесь качество записи наилучшее из всех возможных форматов, особенно если это копии мастер-лент. Но тут спрос небольшой и стабильный – его обеспечивают немногочисленные аудиофилы, поддерживающие в рабочем состоянии катушечные магнитофоны, которые не выпускаются с восьмидесятых годов.

А вот кассетные магнитофоны продаются. Несмотря на весьма посредственное качество звука (впрочем, сопоставимое с MP3), кассеты переживают ренессанс по двум причинам. Во-первых, это сам концепция прослушивания альбомов от начала и до конца: перематывать неудобно, искать следующую песню ещё неудобнее, поэтому приходится воспринимать альбом как цельное произведение. Во-вторых, коллекционная составляющая. И да, некоторые релизы существуют только на кассетах. Собственно, третья причина тоже перекликается со второй: на кассетах и только на кассетах выпускают свои релизы многие инди-исполнители. Это дёшево и можно сделать любой тираж, даже очень небольшой, за который не возьмётся завод по производству тех же CD. А тут записать кассеты и напечатать буклеты можно даже дома. Тем более что для инди-исполнителей Lo-Fi-звучание является даже своего рода «фишкой» – мол, главное в песнях – текст и настроение, а не насколько реалистично звучит «ля» третьей октавы.

Авторы: Илья Шатилин
Тэги: Мир
Рубрики: Ритейл,MTT PRO Бизнес