05.09.2023 09:50
Интернет,Гаджеты

«Сколтех»: новые технологии в ритейле

В «Сколтехе» научили весы и кассы самообслуживания быстро распознавать товары. Об этом говорится в сообщении университета. Ученые утверждают, что в отличие от существующих систем, новая разработка ускорит обучение нейронной сети, когда в магазин привезут новые виды товаров. 

Ритейл активно внедряет технологии, которые помогают упростить работу персонала и ускорить процесс взвешивания товаров и их оплаты. В одних магазинах покупатели, запомнив код, сами взвешивают товар на весах в зале, а в других это делают кассиры, которые определяют сорт овощей или фруктов на вид или спрашивают об этом самого покупателя. На кассах самообслуживания со встроенными весами покупателю также нужно запоминать все коды, а проконтролировать, правильно ли покупатель взвешивает товар, сложно. 

По словам ученых, у существующих инструментов есть ряд недостатков: «Сложность в том, что в магазинах много визуально похожих сортов фруктов или овощей, часто появляются новые. Классические системы компьютерного зрения нужно переобучать каждый раз, когда появляется новый сорт. Это долго, поскольку нужно собирать много данных о нём, потом вручную размечать их», — объясняет первый автор работы, инженер-программист и аспирант Центра технологий искусственного интеллекта в «Сколтехе» Сергей Нестерук.

Разработанный подход PseudoAugment позволяет настраивать нейронную сеть для работы с новыми классами без длительного процесса сбора и разметки данных. Систему можно настроить даже до того, как новые сорта окажутся на полке магазина.

«Ящик с новым сортом можно поставить под камеру и сфотографировать. Далее, используя всего лишь несколько фотографий, алгоритм без ручной разметки извлекает отдельные объекты, потом мы аугментируем (дополняем) изображения, на основе которых можно дообучать нейронную сеть. Мы увидели, что при добавлении новых классов деградация качества распознавания гораздо меньше, чем при обучении без аугментации. Когда будет добавляться много классов, деградация качества всё равно начнётся, но систему можно переобучать всего раз в несколько недель. Самое главное, что она сможет работать сразу, как только в магазине появится новый продукт», — продолжает Сергей Нестерук.

Аугментация изображений подразумевает их дополнение синтезированными изображениями, то есть визуальную трансформацию исходных данных. К таким трансформациям относится, например, переворачивание изображений, изменение их яркости, добавление шума и так далее. С помощью аугментации повышается разнообразие данных, а сама модель становится более надёжной. 

Работа, по словам учёных, вносит вклад в активное развитие датацентрического подхода, когда исследователи работают над улучшением данных и применяют их в уже готовых моделях.

При этом, уверены ученые, сфера применения алгоритма не ограничивается супермаркетами. Его можно использовать для обучения распознавания однородных объектов, например, на конвейерах для сортировки семян или твёрдых бытовых отходов.

По данным исследования платежного провайдера «ЮKassa», 72% российских бизнесменов отдают часть рабочих задач искусственному интеллекту, 9% не используют нейросети, а 7% респондентов пока изучают их возможности. Ввести ИИ в бизнес-процессы планируют 5 % предпринимателей и лишь 2% подчеркнули, что они не довольны работой ИИ. Те респонденты, которые почувствовали положительный эффект от использования ИИ, отметили, что эта технология экономит их время.

При этом главным минусом нейросетей 36% опрошенных назвали непредсказуемость результата. По словам 29% респондентов, они испытывают проблемы с формулировкой запросов, а 25% назвали в качестве недостатков платную подписку и ограниченный доступ. 

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: Сколтех,Искусственный интеллект
Рубрики: Наука и технологии,Ритейл,MTT PRO Бизнес