24.05.2023 12:40
Интернет

Рунет может похвастаться e-commerce, но не цифровым контентом

Рост экономики Рунета почти втрое превысил прогнозы. Однако сегменты рекламы и цифрового контента «похудели» существенно.

РАЭК представила итоги ежегодного исследования «Экономика Рунета». Рунет вырос в 2022 году на 29% по отношению к 2021 году. Вклад интернет-экономики в экономику России в 2022 году составил 12,2 трлн руб.

Экономика Рунета складывается из четырех сегментов: маркетинга и онлайн-рекламы, инфраструктуры, электронной коммерции и цифрового контента.

Рост в 2022 году был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры. 

E-commerce занимает львиную долю рынка: в 2022 году рост составил 32%, а объем – 11 421,2 млрд руб. В данном случает учитывается онлайн-ритейл (без доставки готовой еды и продуктов питания, а также трансграничной торговли), рынок электронных платёжных услуг (эквайринг, агрегаторы платежей, ОФД и т.д.), онлайн-трэвел (интернет-продажа туристических услуг), рынок услуг в интернете и C2C-торговля.

Объём инфраструктурного сегмента равнялся 300,3 млрд руб. Сегмент вырос на 47% относительно 2021 года. Это и рынок SaaS, и рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS), рынок хостинга и рынок доменов. Кстати, последний – единственный в инфраструктурных проектах, который показал падение – минус 5%, правда, доля его невелика – 3,5 млрд руб.

А вот сегменты маркетинга и рекламы и цифрового контента не смогли избежать падения, причём последний существенно потерял в объемах. 

Объём интернет-рекламы и маркетинга в 2022 году составил 389,2 млрд руб. и сократился на 10% относительно 2021 года. Причем резкое падение тут наблюдалось в сегменте услуг по размещению видеорекламы, например, в приложениях, онлайн-кинотеатрах и т.д. – минус 61% и 11,5 млрд руб. Серьезно просел контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях – 31,2 млрд руб. (-42%). Объём сегмента цифрового контента в 2022 году составил 73,6 млрд руб., и это на 52% меньше относительно 2021 года.

«На данные сегменты в значительной степени повлиял уход зарубежных игроков, а также регуляторный фактор, - отмечает директор РАЭК Сергей Гребенников. - Для сегмента маркетинга и рекламы – это новые требования о маркировке, а для сегмента цифрового контента - инициативы, направленные на регулирование контента».

Как следствие – продажи онлайн-игр, как в приложениях в соцсетях, так и мобильных платформах, рухнули вниз на 78%, до 21,8 млрд руб. 
Тем не менее, в РАЭК смотрят на ситуацию скорее оптимистично. «Год назад мы прогнозировали, что в 2022 году экономика Рунета вырастет всего лишь на 11%, но наш прогноз не сбылся: рост составил 29%, - отмечает Сергей Гребенников. - Это, конечно, меньше, чем рост в 2020-2021 годах, когда российская интернет-экономика росла более чем на 40% в год. Но тем не менее, мы преодолели планку в 12 трлн и показали двузначный рост в условиях, когда это, казалось, было невозможно сделать».

Прогнозы по развитию в 2023 году также плюсовые. По данным РАЭК, экономика Рунета вырастет на 15,8 трлн рублей (+29%). Прогнозируемый рост e-com-сегмента в 2023 году практически идентичен показателю 2022 года – 30%.

Динамика роста инфраструктурного сегмента будет чуть ниже, чем в 2022 году – 40%. Здесь ключевыми факторами, с одной стороны, являются продолжение миграции пользователей в российские сервисы, рост востребованности облачных решений в сфере кибербезопасности, а с другой - дефицит кадров в ИТ и сложности с поставками оборудования. 

По мнению экспертов РАЭК, реклама и цифровой контент оправятся от своего падения, показав рост соответственно на 5% и на 7%.

Фото: РАЭК

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: Регионы
Рубрики: Платежи,MTT PRO Бизнес