18.05.2023 15:26
PRO Компании

Foursquare: как забытая соцсеть сегодня зарабатывает миллионы

Вчера в течение почти целого дня не работали Foursquare и Swarm: пользователи не могли ни зачекиниться, ни посмотреть отзывы о местах. Вот только этого почти никто не заметил – большинство аудитории давно перестало пользоваться этими приложениями. А тех, кто до сих пор чекинится, зовут бумерами и предлагают обновить свою страничку на «народ.ру».

Однако же сервис живёт – и вы вряд ли догадаетесь, за счёт чего.

Foursquare City Guide появился в 2009 году и создавался в качестве конкурента Twitter – чтобы там тоже можно было писать короткие статусы о том, чем ты занимаешься, но так, чтобы твои друзья видели, где ты находишься и могли тебя найти. Типа, Вася зачекинился в шашлычной «У Артака» – надо и мне зайти, тем более я как раз неподалёку. И самое главное: чекиниться можно было автоматически, то есть, алгоритм понимал, в каком именно заведении вы в данный момент находились. Плюс автоматически сообщать об этом в Twitter.

Второй важной функцией стала возможность оставлять подсказки о заведениях: она до сих пор во многом уникальна, потому что только в Foursquare можно видеть, кто из ваших друзей был в каком-нибудь ресторане и какой отзыв оставил именно он. Это в принципе решает одну из проблем отзывов в интернете, которые могут быть написаны ботами, неадекватами или просто людьми с другими вкусами, в то время как с друзьями вкусы у вас во многом сопадают.

В начале 2010-х Foursquare был на коне: им пользовались буквально все, и соцсеть рассматривалась в качестве мощного конкурента Facebook и Twitter. Появилась даже функция для знаменитостей, позволяющая фанатам подписываться на кумира и следить за его перемещениями. Президент Обама чекинился на встречах с избирателями. Космонавты чекинились на МКС.

А ещё появились значки-ачивки, стимулирующие чекиниться в определённых местах, и этим стали пользоваться маркетологи: Foursquare позволяло фактически заменить традиционные программы лояльности чекинами. Зачекинился в кофейне десять раз – получил за это значок «кофемана» – показал его, получил бесплатный кофе. Никаких штампиков на карточках и прочей подобной ерунды.

Тут подоспели первые покупатели: в 2010 году шли переговоры с Yahoo о покупке Foursquare за 100-120 млн. долл. Об этом узнал Facebook и предложил 120 млн. Но владельцы пожадничали и попросили 150 млн долл – поэтому Цукерберг отказался, а потом и Yahoo передумали.

А сама Foursquare смогла привлечь лишь 1,35 млн долл, и не очень понимала, как монетизировать многомиллионную пользовательскую базу. К тому же, она была не такой уж и большой в сравнении с тем же Facebook, а тут ещё начали появляться новые соцсети: Instagram или Snapchat. И пользователям стало надоедать просто чекиниться: зачем, если можно постить красивые картинки или смешные видео с котами? Тем не менее, фаундерам удалось привлечь сначала 20 млн долл, а затем ещё 50 млн инвестиций. Однако за 2012 год вся выручка Foursquare составила лишь 2 млн долл – это было на порядок ниже даже самых пессимистичных прогнозов. Уже тогда Business Insider писал, что компания не переживёт 2013 год.

Собственно, как сервис она давно и умерла – разделение на два приложения Swarm (для чекинов) и Foursquare (для отзывов) стали лишь катализатором неизбежного. Хотя количество скачиваний ненадолго выросло: в августе 2014 года Swarm даже был в десятке самых популярных приложений. Но уже в сентябре того же года хайп кончился и оба приложения упали ниже тысячной (!) позиции по популярности.

Однако истинная ценность заключалась не в аудитории, не в отзывах и не в надоевшей идее где-то отмечаться, а в алгоритмах и в накопленных больших данных. 85 миллионов заведений по всему миру плюс люди, которые добровольно передают данные об их посещениях и, соответственно, свои поведенческие паттерны. Поэтому компания ушла в b2b-сегмент и стала продавать лицензии на свои программные разработки. В частности, Pilgrim – это SDK (набор инструментов для разработки приложений), который определяет факт посещения пользователям того или иного заведения. Движок понимает, когда вы зашли, а когда вышли, и делает это автоматически – не нужно ничего нажимать. Пользователь даже может не осознавать, что вы его отслеживаете.

Но зато если вы разрабатываете, например, приложение для сети магазинов «Пятёрочка», то оно, будучи установленным на смартфоне, сообщит вам не только о том, сколько времени и когда пользователь проводит в вашем магазине, но и доложит о его посещении «Дикси» и «Магнита». Тут важна не просто геолокация, а именно факт посещения заведений, что умеет делать именно Pilgrim. Причём базу этих заведений по-прежнему бесплатно актуализируют ветераны-пользователи Foursquare и Swarm.

В итоге, например, в 2018 году было зафиксировано 3 миллиарда обращений к данным Foursquare из сторонних приложений. А в 2019 году количество разработчиков, использующих Pilgrim, достигло 150 тысяч. В том же году Foursquare объединилась с Factual и Placed – это провайдер данных и обработчик Big Data соответственно. За 2019 год выручка Foursquare достигла 150 млн долл, а в IV квартале 2020-го впервые за более чем 10 лет компания зафиксировал прибыль.

Софт и данные от Foursquare используют такие гиганты, как Microsoft, Twitter, Uber и Samsung. Пусть соцсеть и не получилась, но какая, в конце концов, разница?

Авторы: Илья Шатилин
Тэги: Соцсети,Рынок,Мир
Рубрики: Наука и технологии,MTT PRO Бизнес,Сервисы