17.05.2023 15:00
Гаджеты

Россияне экономят на смартфонах

Импорт мобильных телефонов в Россию снизился в первом квартале 2023 года на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Всего в страну было ввезено 8,3 млн штук устройств, сообщают аналитики GS Group. Они констатируют, что таким образом доля смартфонов в общем числе гаджетов вернулась к уровню 2021 года — 77%. Импорт смартфонов составил 6,4 млн штук (снижение на 5,2 %, 1 кв. 2023 г. к 1 кв. 2022 г.). 

Однако это падение нельзя назвать катастрофичным, считают эксперты: по сравнению с пиком в 1 кв. 2021 года импорт смартфонов в Россию упал на 18,6%, в то время как поставки на мировом рынке в 1 кв. 2023 года упали на 13% к уровню 1 кв. 2022 года (311 млн штук) и на 22% к 1 уровню 1 кв. 2021 года (348 млн штук). 

«На этом фоне российский рынок показывает очень хороший результат и в плане спроса, и в плане поставок, особенно с учетом изменений в логистике, - говорят в GS Group. - С долей 2,4% от мирового рынка смартфонов в 1 кв. 2023 года Россия прочно остается в первой десятке национальных рынков».

Цены – вверх. Покупки - вниз

Активнее стали покупать смартфоны в нижнем, самом бюджетном сегменте. Покупок устройств стоимостью до 10 тыс. руб. стало на 39% больше, тогда как в 1 квартале 2022 года они «провалились» на 59%. Таким образом, доля этого сегмента снова выросла, с 19% до 28%.  До 2022 года она превышала 40%. Всего таких телефонов было продано 1,8 млн штук. 

Смартфоны в среднем ценовом сегменте, стоимостью до 30 тыс. руб., наоборот, стали покупать меньше. Сокращение объемов продаж составило 14%, с 3,9 до 3,3 млн штук, в результате доля сегмента снизилась, хоть и незначительно, с 58 % до 52 %.

Дорогие смартфоны, стоимостью от 30 тысячи рублей, стали покупать еще меньше. Продажи сократились на 18%, с 1,6 млн штук до 1,3 млн штук, но его доля сократилась также незначительно — с 23% до 20%.

Серьезная конкуренция

По состоянию на конец первого квартала 2023 года лидеры рынка смартфонов в России (Samsung и Xiaomi) едва набирают треть рынка, а далее идут четыре поставщика (Honor, Realme, Apple и Tecno), которые фактически делят третье место, при этом практически дыша в спину двум лидерам. 

Суммарные поставки первых шести брендов за 1 кв. 2023 года превысили 5 млн штук, или 79% рынка смартфонов. На прочие бренды смартфонов приходится 21% поставок: 9% в нижнем сегменте (0,6 млн штук) и 12% в среднем и верхнем сегментах, включая Huawei (0,8 млн штук).

Первое место на российском рынке пока удерживает Xiaomi с долей 21%. Поставки гиганта упали на 19%, с 10,3 млн штук в 2021 году до 8,3 млн штук в 2022 году. Samsung «уронил» долю бренда с 27,5% до 14%. В свою очередь, Honor в России теперь занимает долю в 11,3%, тогда как год назад она не превышала 4%. Импорт смартфонов Realme снизился на 13,5%, доля компании составила 11%. 

iPhone в Россию в 1 кв. 2023 года привезли 0,7 млн штук. С долей 11 % компания занимает пятое место. Однако по степени распространенности Apple — третий бренд в России, так как на руках у россиян сегодня более 13 млн штук активных iPhone. 
Поставки смартфонов Tecno за 1 кв. 2023 года выросли до 0,67 млн штук. С долей рынка 10,4% компания заняла 6-е место. 

«Российский рынок смартфонов больше года развивается в условиях международных санкций, в том числе со стороны отдельных лидеров рынка. За это время успешно заработал механизм параллельного импорта, который, с одной стороны, помог частично удовлетворить спрос, с другой — сдержал ценовую политику китайских брендов. Поэтому на фоне прогнозируемого падения мирового рынка смартфонов российский рынок ведет себя устойчиво. — комментирует руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. — Вместе с тем, текущая ситуация показывает, что для развития отечественных брендов смартфонов необходим нерыночный механизм».

Фото: Unsplash.com

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: Регионы
Рубрики: Ритейл