17.05.2023 13:49
PRO Компании,Интернет

«Авито» захватило услуги

Сервис «Авито» стал, по данным внутренней аналитики, лидером российского рынка в сегменте онлайн-платформ для оказания услуг, обойдя таких конкурентов, как YouDo, Profi и т.п. Речь идёт о лидерстве и по выручке, и по количеству предложений: сейчас на «Авито» 2,93 млн. активных объявлений с предложениями услуг, а доля в качестве «площадки последнего заказа» составляет 31%.

Весь рынок c2c-услуг в России оценивается в 15,9 трлн. руб. при 4,1 млрд. транзакций. А количество провайдеров услуг, то есть, компаний и частных лиц, включая самозанятых и работающих без регистрации «в чёрную» составляет 5,6 млн.

Всего в сфере услуг в России работает 13,9 млн. человек, из них 8,6 млн. занято непосредственно выполнением заказов. Основная тенденция рынка, которую пытается «оседлать» «Авито», заключается в снижении роли посредников-агентов: сегодня каждый исполнитель может зарегистрироваться как самозанятый и предлагать свои услуги на онлайн-платформе, а не идти в найм в какую-то организацию, выполняющую роль агентства. 3/4 рынка услуг приходится именно на частных исполнителей уже сейчас, но если в штуках их 79% от общего числа провайдеров, то в выручке их доля составляет всего 18%.

Грубо говоря, сегодня условный специалист по ремонту стиральных машин или компьютерной помощи, как правило, работает через некую диспетчерскую службу, которая занимается раскидыванием бумажного спама по почтовым ящикам для своего продвижения и «откусывает» у исполнителя значительную часть заработка. А завтра он будет продавать себя сам через «Авито Услуги», а благодаря системе рейтингов и отзывов сможет обеспечить предсказуемый уровень качества услуг.

«Авито» при этом предоставляет ряд удобных инструментов, например, модуль бронирования, особенно актуальный для бьюти-индустрии. Она по понятным причинам лидирует по востребованности: ведь «девочки записываются на ноготочки» именно онлайн. Бьюти-индустрия занимает первое место по количеству исполнителей: 13%. На втором месте с 11% репетиторы, далее по 10% у «деловых услуг» и ремонта помещений, 9% у IT и телекома. А вот по количеству заказов 28% — у транспортных услуг, это всевозможные грузоперевозки и курьеры.

75% рынка услуг по объёму заказов – это именно c2c, 20% приходится на юрлица и ИП, 4% — на муниципальные и государственные организации. Доли последних двух будут расти благодаря возможности регистрации исполнителей в качестве самозанятых и, соответственно, работе «в белую» по договору.

И самое главное: сайты объявлений вроде «Авито», «Юлы» и т.п. сегодня стали главным онлайн-каналом для продажи услуг в c2c-сегменте: их доля в заказах составляет 12%. Для сравнения, на мессенджеры приходится 8% продаж, на агрегаторы типа YouDo 7%, на соцсети 6%. При этом потенциал роста значителен, поскольку на все онлайн-каналы, вместе взятые (включая баннеры, собственные сайты и т.п.) приходится 43% продаж, а остальное — это оффлайн. 27% — это возврат постоянных клиентов, а 22% — это «сарафанное радио». Ещё 6% приносит оффлайн-реклама в виде того самого спама по ящикам, объявлений в лифтах и т.п.

При этом 51% провайдеров используют онлайн-каналы менее трёх лет, то есть, большинство начали относительно недавно. Средний же «стаж» продажи через интернет у сервисного бизнеса составляет всего 4 года.

Посещаемость раздела «Услуги» на «Авито» превысила 26 млн. человек в месяц.

Авторы: Илья Шатилин
Тэги: Рынок
Рубрики: Ритейл,MTT PRO Бизнес