16.05.2023 11:56
Интернет

Отраслевые ассоциации просят доработать законопроект о штрафах за неисполнение закона «О рекламе»

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР), Ассоциация блогеров и агентств (АБА), а также Межрегиональная общественная организация «Рекламное право» предложили доработать текст законопроекта о введении административной ответственности за неисполнение требований по маркировке рекламы в интернете и обязанности внесения данных в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Соответствующие поправки в КоАП РФ 14 апреля внесла в Госдуму группа депутатов фракции «Единая Россия» — Антон Горелкин, Антон Немкин, Сергей Морозов и другие. Инициатива предусматривает введение штрафов до 100 тыс. руб. для граждан и до 700 тыс. руб. — для юридических лиц.

С 1 сентября 2022 года вся реклама, размещенная в интернете, подлежит учету и помечается. Информация о ней участниками рекламного рынка передается в ЕРИР через операторов рекламных данных. К ним относятся «Лаборатория разработки» («Сбер»), «Яндекс оператор рекламных данных» («Яндекс»), «ВК рекламные технологии» (VK), «Озон ОРД» («Озон»), «Медиаскаут» (МТС), «Первый ОРД» («ВымпелКом»), «ОРД-А» («Амбердата»).

Отраслевое сообщество поддерживает необходимость создания единой для всех участников рынка системы контроля соблюдения обязательных требований по маркировке интернет-рекламы, но отмечает, что законопроект требует существенной доработки, говорится в официальной позиции индустрии, опубликованной на сайте РАЭК.

В частности, ассоциации предлагают ввести предупреждения в качестве меры административной ответственности для таких составов правонарушений как  непредоставление в Роскомнадзор данных о рекламе либо несвоевременное их предоставление, предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации и распространение рекламы без присвоенного ей идентификатора. «С учетом отсутствия общественной опасности описанного деяния это позволит игрокам рынка выполнить обязательные требования без существенных финансовых рисков, что особенно актуально для МСП с учетом значительных размеров штрафов», — полагают представители отрасли.

Они также считают правильным установить срок вступления в силу положений об административной ответственности не ранее 1 января 2024 года, так как в настоящее время в активной стадии формирования находится нормативная база, которая прямо влияет на выполнение обязательных требований в сфере маркировки интернет-рекламы.

Кроме того, ассоциации предлагают разграничить ответственность за полное игнорирование требований об учете рекламы в сети Интернет и исполнение требований с незначительными нарушениями. Данная мера, по мнению экспертов, позволит создать стимул для добросовестных игроков рынка, стремящихся выполнять обязательные требования, и пропорционально снизить риски в случае ошибки при их выполнении.

Отраслевое сообщество обращает внимание также на необходимость создания четкого и прозрачного для рынка порядка привлечения к административной ответственности.

Наконец, представители отрасли считают целесообразным проработать пропорциональный размер штрафов с учетом необходимости дифференцированного подхода к составу санкций за различные виды правонарушений.

Представители ассоциаций отмечают, что с марта 2022 года отрасль интернет-рекламы находится в сложном положении в связи с уходом с рынка крупнейших рекламодателей, а обязательные требования по маркировке интернет-рекламы вступили в силу менее года назад и стали беспрецедентными по своим масштабам изменениями в бизнес-процессах компаний, к которым рынок еще адаптируется.

По мнению РАЭК, а также других подписавшихся ассоциаций и отраслевых объединений, их предложения позволят создать комплексную систему контроля и санкций, которая, с одной стороны, пресечет недобросовестные практики уклонения от выполнения обязательных требований, с другой, — сохранит адекватные темпы вовлечения игроков рынка в маркировку интернет-рекламы и не создаст критически значимых рисков для добросовестных игроков рынка (особенно МСП) в случае выявления незначительных нарушений.

Цель, которую ставил законодатель, принимая поправки в закон «О рекламе», — сделать так, чтобы рынок работал по прозрачным правилам, а его игроки не нарушали закон, напоминает Антон Горелкин. Пока же, по его мнению, проблемы (пусть и в меньшем масштабе) остаются. Это и незаконное использование чужих образов, и несправедливое распределение доходов, и разные «серые» схемы, когда деньги рекламодателей не доходят до интернет-площадок, а реклама — до потребителей товаров и услуг. «Получается, что добросовестные участники рынка закон исполняют, а кое-кто считает возможным его игнорировать», — написал парламентарий в своем Telegram-канале. 

Именно для создания справедливых условий в Госдуму и был внесен законопроект, который предусматривает серьезную ответственность за работу в обход ЕРИР или умышленную передачу в реестр недостоверной информации, добавил депутат. «Широкий диапазон штрафов, который предлагается ввести, сравним с наказанием за другие нарушения законодательства о рекламе. При этом суд будет определять размер штрафа индивидуально в каждой ситуации и с учетом всех деталей допущенных нарушений — это к вопросу о том, что некоторые участники рынка уже поспешили назвать его излишне строгим», — отметил Антон Горелкин.

С сентября по конец апреля в ЕРИР была внесена информация о 5,5 млн рекламных договоров, сообщили агентству «Интерфакс» в Роскомнадзоре. По данным из ЕРИР, рекламодатели потратили на размещение интернет-рекламы 243 млрд рублей, а рекламные агентства сообщили о получении 189 млрд рублей.

Рекламораспространители отчитались всего о 50 млрд рублей — пятой части рынка внесенного в реестр бюджета на рекламу, добавили в ведомстве.

С сентября 2022 года прошло более восьми месяцев, и все, кто хотел, уже приспособились к требованиям законодательства, подчеркивают в Роскомнадзоре. «Но на рынке есть ряд компаний, представители которых прямо говорят: "Пока не будет наказания, исполнять требования не имеет смысла". И этот подход помогает прятать в общем потоке "серые" схемы вывода средств рекламодателей», — сообщили в ведомстве.

Фото: Freepik

Авторы: Марина Новикова
Тэги: Госдума,РАЭК,АКАР
Рубрики: Контент