11.05.2023 12:08
Гаджеты

Более 70% россиян не пользуются умными устройствами для дома

Большинство россиян — 72% — не используют в своей жизни смарт-устройства для дома, а более-менее массово в жизнь граждан вошли только роботы-пылесосы и умные колонки. Это следует из опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в рамках спецпроекта ТАСС и ВЦИОМ.

С той или иной периодичностью умными девайсами для дома пользуются более четверти россиян (28%), в том числе 14% — ежедневно, 9% — несколько раз в неделю. То есть, пользование домашними смарт-технологиями носит преимущественно регулярный характер.

Рейтинг самых часто используемых девайсов для дома у россиян возглавил робот-пылесос (58% из числа пользователей умными устройствами). Второй по популярности ответ — умная колонка (44%). На третьем месте с ощутимым отрывом от лидеров сразу несколько устройств — Smart ТV (12%) и умное освещение/умная розетка (10%).

«Женским» девайсом скорее можно назвать робот-пылесос (65% vs. 51% среди мужчин) и умную колонку (49% vs. 40% среди мужчин), «мужским» — Smart ТV (16% vs. 7% среди женщин).

Портрет типичного пользователя умными устройствами выглядит так: россиянин 25-34 лет (45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в одной из столиц — Москве или Санкт-Петербурге (42%). Доля ежедневных пользователей в этих группах составляет не менее 20%. 

Между тем ритейлеры фиксируют рост спроса на устройства для умного дома. Так, в сети «М.Видео-Эльдорадо» в январе-марте 2023 года продажи смарт-девайсов для обеспечения безопасности и автоматизации бытовых задач выросли в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом и более чем вдвое —относительно 2021 года.

Самыми востребованными смарт-товарами в этом году стали лампочки, розетки, IP-камеры и датчиками управления, сообщили в компании. Наибольший рост относительно прошлого года продемонстрировали умные лампочки (х2,1), системы управления (+22%) и розетки (+20%). В число популярных производителей вошли Aqara, Xiaomi, «Яндекс», Sber, Hiper.

Интерес к колонкам с виртуальными помощниками в качестве центра всей экосистемы или самостоятельного девайса увеличился в 2,2 раза и втрое соответственно. В «М.Видео-Эльдорадо» штучные продажи в этой категории по итогам января-марта выросли в 2,2 раза. Среди производителей лидерство удерживает «Яндекс», при этом усиливают свои позиции VK и Sber.

У категории умного дома на фоне тренда на цифровизацию всех сфер жизни есть потенциал для дальнейшего развития и роста аудитории, считает руководитель бизнес-юнита «Развлечения и гаджеты» группы «М.Видео-Эльдорадо» Сергей Сухоруков. «По нашей оценке, за первые три месяца на российском рынке было продано более 500 тыс. таких устройств, объем сегмента только смарт-колонок увеличился до примерно 900 тыс. штук», — отметил он.

Рост популярности умных решений для дома отметили и в объединенной розничной сети «МегаФона» и Yota. Так, в январе-марте 2023 года продажи гаджетов для умного дома выросли в 1,5 раза (на 52%) по сравнению с первым кварталом 2022 года.

Самой быстрорастущей категорией стали смарт-розетки. Продажи устройств для экономии электричества увеличились на 86% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На втором месте находятся интеллектуальные системы освещения, их продажи были выше на 40%. Также покупатели активно приобретали различные датчики, рост в этой категории составил 17%.

Умные лампы остаются главным элементом умного дома. Интеллектуальные системы освещения занимают около 60% продаж умных устройств. Производители активно расширяют свой ассортимент. К примеру, лидером продаж стала новинка, появившаяся в конце 2022 года — умная лампочка «Яндекса».

Существенное влияние на спрос оказало снижение средней цены таких устройств на 35%, отметил директор по продажам «МегаФона» Давид Борзилов. По его словам, производители стали выпускать экономичные решения за счет упрощения технических параметров, при этом пользователи получают полноценное устройство для автоматизации домашнего пространства. Например, сейчас стоимость умной лампы практически сопоставима со стандартной светодиодной. Если год назад цены в этой категории начинались от 1300 рублей, то сейчас новинки можно приобрести за 699 рублей, сообщил Давид Борзилов.

Выбор доступных девайсов с различным форматами удаленного управления расширяется за счет российских и китайский компаний, сообщили, в свою очередь, в «М.Видео-Эльдорадо». По итогам первого квартала в сети средний чек снизился на 5% и составил около 1,4 тыс. рублей.

Фото: Freepik

Авторы: Марина Новикова
Тэги: М.Видео-Эльдорадо,Мега­Фон,Yota,ВЦИОМ,ТАСС
Рубрики: Ритейл,Аналитика,MTT PRO Бизнес