16.01.2023 17:11
Интернет,Гаджеты

Арктике проложат цифровой маршрут по океану

«Цифровой ледовый навигатор» будет разработан на уровне России для развития важнейшего транспортного коридора - Северного морского пути (СМП).

Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км.

В рамках нового проекта речь идет о цифровой экосистеме, позволяющей с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. В 2023–2024 годах из федерального бюджета на эти цели будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд руб.

Цифровой навигатор будет состоять из бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, которые будут взаимодействовать с самолётами и вертолётами ледовой разведки. Таким образом создатели проекта хотят повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки.

Сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадёт на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи – грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.

Создание цифровой экосистемы планируется завершить к середине 2025 года, после чего на ее платформе будут оказываться и логистические услуги судоходным компаниям, использующим Северный морской путь. Речь идёт в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.

Помимо непосредственно инфраструктуры для Северного морского пути, правительство утвердило объём бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала «Порт “Бухта Север”», также расположенного в Арктике. В 2023 году они составят более 2 млрд руб., а в 2024 году – более 1,6 млрд руб. Помимо прочих работ, порт будет обеспечен современными средствами навигации и объектами системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза свыше 120 тыс. т. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.

«Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение её жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона», – отметил премьер-министр Михаил Мишустин.   

В 2022 году грузопоток по Северному морскому пути уже превысил целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути», куратором которого является госкорпорация «Росатом», более чем на 2 млн тонн. Объем перевезенных грузов по СМП в 2022 году составил 34,034 млн тонн.

«Несмотря на внешнее влияние, рост российского грузопотока по Севморпути наблюдался в течение всего прошлого года. По итогам 2022 года грузопоток по СМП за счет российских компаний вырос на 966 тысяч тонн. Прирост по сравнению с 2021 годом составил 3%», - отметил заместитель генерального директора «Росатома» и директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.

Цифровую платформу для навигации по Севморпути «Росатом» начал создавать в 2021 году. При этом на тот момент вся концепция единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) для Севморпути оценивалась в 2,9 млрд руб.

Фото: Unsplash.com

Авторы:
Тэги: Регионы,Росатом
Рубрики: Наука и технологии