Экспортная выручка российских софтверных компаний сократится на 10-15% в долларах в 2022 году. Такие прогнозы делают эксперты ассоциации «Руссофт».
Совокупные зарубежные продажи вряд ли превысят имеющиеся по итогам 2021 года 10 млрд долл. Объем экспорта компьютерных услуг может существенно снизиться из-за антироссийских санкций и за счет перевода центров продаж российских экспортеров в другие юрисдикции.
При этом на внутреннем рынке продажи всех отечественных софтверных компаний увеличатся минимум на 15-20% в рублевом выражении. «Таким образом, совокупный оборот предприятий отрасли все же не должен серьезно упасть, несмотря на существенные кадровые потери от выезда специалистов за рубеж (максимум до 15-20 тыс. чел.)», - говорят в «Руссофт».
«Практически во всех разделах ИТ у нас есть отечественные программные продукты, закрывающие образовавшиеся из-за ухода западных корпораций бреши, - уверен генеральный директор «Рексофт» Александр Егоров. - Разумеется, для компаний текущая ситуация явилась непростым испытанием на прочность. Но постепенно к участникам ИТ-рынка приходит осознание грандиозности открывающихся возможностей: западные конкуренты, доминировавшие на рынке многие годы, добровольно его оставили. Конечно, не все демонстративные «уходы» являются таковыми на самом деле, во многих случаях деятельность продолжается под другими брендами, но российские заказчики уже по достоинству оценил «лояльность» иностранных поставщиков и вряд ли будет наступать на те же грабли». По мнению Александра Егорова, на горизонте 10-12 лет многие иностранные решения будут заменены на российские.
До 2022 года отрасль развивалась в русле сбалансированного роста, когда темпы роста продаж на внутреннем рынке сравнялись с темпами роста продаж за рубежом. В 2021 году общая выручка софтверных компаний составила 1,56 трлн. руб., продажи на внутреннем рынке — 815 млрд. руб., зарубежные продажи — 745 млрд. руб.
По итогам 2022 года сбалансированного роста совокупных продаж не будет. Однако способность российских разработчиков ПО переориентироваться с одних рынков на другие сохранится, что будет способствовать сближению изменения показателей экспорта и продаж на внутреннем рынке в последующие годы. Многое будет зависеть от того, как быстро получится с помощью государственной поддержки закрепиться на рынках ЕАЭС, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
«Мы, как разработчик ВКС ПО VideoMost, видим сейчас открывшиеся возможности переориентировать свои приоритеты по экспорту на дружественные страны. Но для скорейшего продвижения и популяризации российских продуктов нужно действовать через местные СМИ и местных продавцов и партнеров. Такое взаимодействие небольшим российским разработчикам налаживать небыстро и непросто. Для ускорения и повышения эффективности нужна поддержка государства в виде грантов и включение темы экспорта ИТ продуктов в нацпроект», – говорит председатель правления Spirit Андрей Свириденко.
Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский отмечает, что, например, страны Латинской Америки, APAC и MENA традиционно формировали спрос на российские AI-решения, что изначально стимулировало выделять именно эти регионы в качестве экспортного приоритета.
Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf, рассказал, что и в контексте ВКС с экспортом ситуация обстоит не так плохо. «В марте 2022 мы, как экспортер российских ВКС-решений, наблюдали рост интереса заказчиков за рубежом от 30 до 50% в сравнении с мартом 2021 в зависимости от специфики региона. В России за этот же период рост составил 100%. Это обусловлено тем, что и в нашей стране, и за рубежом силовые структуры, госуправление и крупный бизнес для организации корпоративной видеосвязи и удалённой работы предпочитают использовать решения, которые не могут быть отключены или заблокированы по решению западных компаний и провайдеров», - пояснил он.
Фото: Unsplash.com