В США вновь подали в суд на Apple: истцом выступает банк Affinity Credit Union, чьи карты совместимы с Apple Pay, однако банкиры хотят создать судебный прецедент — суть претензии, как обычно, в том, что Apple зарабатывает более миллиарда долларов в год на комиссиях с каждой транзакции, проходящей через Apple Pay.
Размер этой комиссии достигает 0,15%, взимается она с банков-эмитентов, при этом в Android аналогичные по функциональности Google Pay и другие платёжные системы бесплатны для банков. NFC-платежи на iPhone доступны только через Apple Pay, сторонним разработчикам приложений NFC-модули смартфонов недоступны, в чём, по мнению истца, и заключается злоупотребление монопольным положением, причём искусственно созданным.
Ранее, ещё в 2020 году, аналогичные претензии Apple выставили европейские антимонопольщики, однако пока до суда дело не дошло и всё спустили на тормозах из-за ковида.
Единственный близкий кейс – это тяжба Apple с Epic Games после того, как в ряде игр, включая Fortnite, появилась возможность платить напрямую разработчикам, минуя App Store – за это все приложения Epic Games были удалены из App Store, поскольку Apple сочла это нарушением своих правил (а в правилах это чётко указано, поскольку Apple получает 30-процентную комиссию со встроенных покупок). Однако тогда засудить Apple не удалось.
Аналогичная история сейчас разворачивается в России: ФАС признала Apple виновной в злоупотреблении положением на рынке приложений для iOS. «Компания требует, чтобы разработчики удаляли ссылки на свои интернет-ресурсы и изменяли функционал приложения так, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты. Иначе компания не допускает приложения в App Store», — пояснили в ведомстве.
ФАС требовала устранить нарушение, Apple, естественно, этого не сделала, теперь компании грозит штраф в размере 1-15% от выручки, однако проблема в том, что Apple де-факто ушла с российского рынка, штраф оплачивать вряд ли будет, а наказать её нечем — разве что Роскомнадзор заблокирует доступ к App Store и другим сервисам Apple, но тогда это превратит добрых 20% смартфонов на руках у россиян в «кирпичи».