22.06.2022 14:33
PRO Абонентов

Почему SIM-карты стали платными

Российские операторы дружно ввели плату за подключение: теперь новоиспечённый абонент должен будет внести не только минимальный авансовый платёж, но и 50 руб. за саму SIM-карту. Это связано с прекращением поставок SIM-карт от европейских производителей и переход на азиатских поставщиков, чья продукция заметно дороже. В России SIM-карты не выпускались за ненадобностью: их выгодно производить только в больших объёмах, а не только для внутреннего рынка.

Казалось бы, что на абонентов это не повлияет совершенно никак. Рынок давно насыщен и новых подключений почти нет, проникновение около 200%: то есть, на каждого человека приходится по две активных SIM-карты, включая младенцев и глубоких стариков.

Однако это не совсем так. Во-первых, новые абоненты всё-таки появляются. Это как минимум подрастающие дети. Кроме того, при переходе со своим номером к другому оператору (MNP) абоненту тоже выдаётся новая SIM-карта, то есть, он вынужден будет заплатить 50 руб. за новое подключение. Для кого-то это может даже стать барьером – по крайней мере, «перебежчики», меняющие оператора раз в пару месяцев ради получения выгод по рекламным акциям, будут уже не настолько активны из-за дополнительных затрат.

Во-вторых, есть телематические устройства – далеко не все приборы для «интернета вещей» поддерживают eSIM, большинство требуют установки физических SIM-карт. На фоне стоимости прибора, конечно, 50 руб. – копейки, но при запуске крупных проектов, когда счёт устройствам идёт на тысячи и десятки тысяч, абсолютные значения увеличения бюджетов будут внушительными, хотя всё равно это будут доли процента от общей суммы.

В-третьих, есть люди, меняющие SIM-карты по утере, но для них часто эта услуга и так была платной.

И вот что интересно: если в России «плата за подключение» исчезла ещё в начале 2000-х годов (хотя в девяностых за саму SIM-карту просили до 50-100 долл, из-за чего их охотно покупали на вторичном рынке с переоформлением), то за рубежом плата порядка 10 долл за стартовый комплект вполне распространена и сейчас. У нас же чаще всего бесплатна даже курьерская доставка – всё равно она ниже, чем дилерское вознаграждение за привлечение абонента (в тех же нулевых оно составляло 20 долл, а других каналов не было).

Авторы: Илья Шатилин
Тэги: Рынок
Рубрики: Связь,MTT PRO Бизнес