Россияне активно участвуют в программах лояльности: об этом заявили 78% опрошенных. ИАА TelecomDaily провело исследование, изучив потребительские привычки в России.
В среднем на одно домохозяйство приходится 17 программ лояльности — как бесплатных, так и платных. При этом большинство (59%) пользуются и платными программами лояльности (подписки, расширенные тарифы телеком-операторов, программы привилегий и пр.)
Рынок программ лояльности многообразен
В среднем на одно домохозяйство приходится 17 программ лояльности: семь дисконтных карт, четыре накопительных карты и по две карты с кэшбеком, две программы привилегий и две платных подписки.
Наиболее распространенный тип программы лояльности — дисконтные карты магазинов: ими пользуются 93% опрошенных. На втором месте накопительные карты: их используют 83% респондентов. Третьи по популярности — карты с кэшбеком, которыми пользуется 77% опрошенных.
Чуть меньше половины участников программ лояльности также пользуются программами привилегий и платными подписками (47% и 46% соответственно).
Практически все опрошенные (94%) пользуются программами лояльности в продуктовых магазинах и супермаркетах. Также в топ-3 по использованию — программы привилегий в банках (77%) и программы лояльности в непродуктовых магазинах (70%).
Подписки — новый виток развития платных программ лояльности
В последнее время получили распространение платные программы лояльности, выбрать которые можно в самых разных сферах: от ритейла и телекома до банков и видеостриминга. Сегодня платными программами лояльности пользуются около 60% опрошенных.
Наиболее популярны платные программы лояльности в продуктовых и непродуктовых магазинах (37%). На втором месте — подписки: почти четверть (26%) опрошенных пользуются мультисервисными подписками, которые объединяют в себе несколько сервисов. Примерно столько же (23%) выбирают отдельные подписки стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров.
Нарастающую популярность подписок можно проследить и на общем рейтинге платных программ лояльности — в топ-12 пять мест заняли именно подписки, в том числе мультисервисные.
Топ-12 платных программ лояльности:
1. «Выручай-карта Пятерочка»
2. Карта Fix Price
3. Карта «№1 Лента»
4. «Яндекс.Плюс»
5. «Клуб Перекресток»
6.IVI
7. «СберПрайм»
8. Ozon Card
9. «Нам по пути – Газпромнефть»
10. OKKO
11. «Город – Тройка»
12. Ozon Premium
Выбор в пользу выгоды и удобства
Основной причиной оформить платную программу лояльности россияне назвали выгоду: 60% привлекает доступ к повышенным скидкам и возможность экономии. Другой критерий, на который обращает внимание каждый второй (53%) при выборе платной программы лояльности, — удобство одной подписки, которая объединяет несколько сервисов. А каждый третий (34%) оплачивает программу лояльности, чтобы получить доступ к контенту.
Мультисервисные подписки удобны тем, что позволяют закрыть сразу несколько потребностей клиента в одном месте. Так, респонденты отметили, что чаще всего в таких подписках пользуются онлайн-кинотеатрами (82%), бонусами на услуги АЗС (78%), а также музыкальными стримингами, облачными хранилищами и бонусами на такси и каршеринг (по 72%).
Россияне легко переключаются между программами лояльности
Большинство (69%) пользователей платных программ лояльности предпочитают не прикладывать дополнительных усилий для оплаты участия в программе: так, 48% удобнее автоматическое списание с карты, а 21% сразу вносит всю сумму на длительный срок.
При этом, если программа лояльности будет закрыта или станет менее выгодной, каждый второй подпишется на новую программу лояльности, а еще 9% — сразу на несколько. Каждый третий опрошенный (32%) — заменит ненужную программу лояльности альтернативами, которыми уже пользуется.
Только 3% опрошенных не знают, как отключить подписку на платную программу лояльности, а каждый второй (51%) за последний год отключал ее более одного раза.
По данным TelecomDaily, по итогам 2021 года на российском рынке действовало свыше 60 крупных программ лояльности (с числом участников более 1 млн).
Несмотря на то, что в первом квартале 2022 года некоторые программы лояльности стали временно недоступны в России («МакДональдс Бонус», IKEA Family), в целом объем рынка программ лояльности не изменился.
Наибольшее число программ (29%) относилось к сектору «Финансы» и были реализованы банками и (или) страховыми компаниями. На втором месте — программы не-продуктового ритейла (22%). На третьем — продуктовый ритейл (FMCG) и мультисервисные подписки (по 16%).