30.12.2021 15:19
PRO Компании

ШПД-2022: вокруг абонента

Темпы роста рынка широкополосного интернет-доступа (ШПД) замедлились в 2021 году. Дальнейшую динамику развития будут определять тарифы и их наполнение, утверждают участники рынка.

По данным аналитиков «ТМТ Консалтинг», объем всего российского рынка телекоммуникационных услуг по итогам 2021 года составил более 1,8 трлн руб., увеличившись на 3,2% в сравнении с 2020-м. Однако такой подъем обеспечил рынок мобильной связи. Сегменты фиксированного широкополосного доступа в интернет и платного ТВ, наоборот, серьезно замедлились. Уровень проникновения ШПД в 2021 году составило 61%. Абонентская база приросла на 0,8%, доходы – на 3%.

На рынке фиксированного ШПД был небольшой рост в рублях, на уровне 3-5%, – добавляет свои цифры директор по анализу процессов цифровой трансформации в J'son & Partners Consulting Александр Герасимов. – Рынок уже давно в таком состоянии вялого роста, и 2021 год не стал исключением».

В «Ростелекоме» сложившуюся на рынке ситуацию называют «стабилизацией». «Наблюдается сокращение «перебежчиков», как следствие сокращение оттока, что безусловно выгодно рынку в целом», – считают в компании, отмечая, что рост отдельных игроков на рынке скорее обусловлен M&A-сделками.

Все те же

В пятерке операторов ШПД лидером остается «Ростелеком» с 12,3 млн абонентов на первое полугодие 2021-го. На втором месте МТС с 4 млн клиентов. На третьем месте «Эр-Телеком» с 3,8 млн абонентов. Четвертое место у «Билайна» с 2,86 млн клиентов, на пятом месте ТТК.

В 2021 году в B2C-сегменте наблюдался рост числа абонентов за счет распространения конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста все равно замедлились. Для сравнения: по итогам 2020 года рост абонентской базы, по подсчетам TelecomDaily, составлял 2,9%, общее число домохозяйств составляло 34,3 млн.

Большее влияние на рост рынка ШПД в 2021 году оказал сегмент B2B за счет подключения третьей очереди социально-значимых объектов. Дополнительным положительным фактором влияния выступил процесс восстановления СМБ-сектора от негативных последствий введения в 2020 году режима «самоизоляции».

Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в своем исследовании назвала регионы, имеющие самый большой показатель по уровню проникновения в интернет. На первом месте находится Ямало-Ненецкий АО — 91,9% населения имеет такой выход в интернет; Республика Тыва — 91,8%; Ханты-Мансийский АО — 90,9%; Тульская область — 89,1%; Москва — 87,5%.

«Завершающийся год был, безусловно, сложным для рынка, – согласен руководитель департамента продуктов и маркетинга ТТК Алексей Зорин. – Если в 2020, на фоне вхождения в новые реалии пандемии, быстро вырос спрос на услуги связи, абоненты нуждались в организации дистанционной работы и развлечений в период изоляции, то в 2021 году темпы роста снизились».

Платное ТВ

Почти остановился рост рынка платного ТВ: по предварительным итогам 2021 года, абонентская база увеличилась всего на 0,5% (против 1,8% в 2020 году) и достигла 46,4 млн. Проникновение услуги зафиксировалось на уровне 82%. Практически единственной точкой роста остался перевод операторами ШПД своих пользователей на пакетные тарифы с IPTV.

По данным «ТМТ Консалтинг», негативное влияние на динамику абонентской базы платного ТВ оказал рост числа конкурирующих предложений со стороны не операторских видеосервисов. Объем рынка вырос на 1,5% и составил 106,1 млрд руб. На замедление роста выручки повлияло не только сокращение притока новых абонентов, но и существенное замедление роста ARPU. «В 2021 году операторы очень осторожно, во избежание усиления оттока, подходили к вопросу повышения тарифов, – поясняют эксперты «ТМТ Консалтинг». – К снижению доходности услуги также привели многочисленные акции и льготные периоды, особенно часто предлагаемые операторами в прошедшем году». С целью повышения ARPU крупные операторы еще больше внимания стали уделять развитию VoD (видео-по-запросу).

Хотя, к примеру, в ТТК абонентская база увеличилась на 6% от интерактивного телевидения, а выручка выросла на 16%, что значительно выше практически нулевых показателей по рынку. «Мы фиксируем рост выручки на 26% год к году от видеоподписок и тематических пакетов ТВ-каналов, оформляемых абонентами ТТК, – добавил Алексей Зорин. – Рынок платного ТВ продолжает развиваться благодаря росту популярности цифрового телевизионного вещания среди клиентов, которые уже пользуются домашним интернетом. Сыграло свою роль и общее повышение цивилизованности потребления видеоконтента: усилия государства по борьбе с пиратством, стремление людей избежать информационного шума (рекламы) – все это повышает ценность телевидения от оператора связи и сервисов, предоставляющих видео по запросу».

Барьеры

Среди основных вызовов 2021 года в ТТК называют необходимость выполнения операторами законодательных требований по хранению информации, рост стоимости телекоммуникационного оборудования и абонентских устройств.

Александр Герасимов считает, что сложностью для развития рынка ШПД в 2021 году стало отсутствие новых драйверов. «В частности, это отсутствие в России рынка граничных вычислений и крайне малый рынок гибридных облаков. А это основные драйверы для рынка ШПД в развитых странах», – говорит аналитик J'son and Partners. – При этом растут рублевые затраты операторов, в первую очередь операционные».

В этой связи операторы свои пути. Например, одним из драйверов развития в ТТК называют партнерство с другими операторами по системе FVNO. «В настоящий момент мы обмениваемся сетями с 20 операторами связи и уже около 10% всех подключений ТТК делается на техническом охвате наших партнеров, – отмечает Алексей Зорин. – Применение схемы FVNO позволяет увеличить географию присутствия b2c – сервисов ТТК и, как следствие, прибыль в данном сегменте».

Тарифный рост неизбежен

Эксперт J'son and Partners согласен, что, если ничего не предпринимать, то в какой-то момент стоимость услуг ШПД окажется ниже их себестоимости. «А значительно поднимать цены нельзя, ввиду обнищания населения и бизнеса», –  заявил Александр Герасимов.

В «ТМТ Консалтинг» тоже считают, что ключевым фактором развития рынка на ближайшие годы выступает тарифная политика операторов. До настоящего времени периодический пересмотр коммерческих условий наблюдался лишь в отдельных сегментах рынка платного ТВ и услуг мобильной связи. «Можно ожидать, что пересмотр тарифов на основные услуги связи станет более распространенной практикой, –  констатируют аналитики. – Продолжится также «мягкий» процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с лучшими характеристиками».

В «Ростелекоме» при этом отмечают, что акцент в выборе провайдера смещается в сторону операторов с наиболее стабильным качеством, при этом количество ценовых переключений с выгодой 50-100 рублей сокращается. Так что, помимо, собственно, цены, абоненты будут учитывать и другие характеристики, в том числе репутационные.

Ожидания

«В 2022 мы ожидаем продолжения активного развития рынка ОТТ-видео, в частности сегмента SVOD и продуктовых экосистем, – рассказал Алексей Зорин из ТТК. – Большая часть продаваемых в России телевизоров уже сейчас содержит функцию Smart TV, и в дальнейшем их доля, полагаем, будет расти. Очевиден запрос потребителей на сервисы умного дома. Растет количество продаж датчиков протечек и открытия дверей умных лампочек и систем микроклимата, пылесосов, управляемых умными станциями. В период роста цен обычно наблюдается повышения активность мошенников, в т.ч. в сети, поэтому прогнозируем рост спроса на антивирусные и антифишинговые программы». Также в 2022 году в ТТК планируют запуск линейки конвергентных предложений и ряда предложений, которые, как говорят в компании, в настоящий момент не имеют аналогов на рынке.

«В 2022 году ожидаем эффект на динамику абонентской базы от расширения цифровой инфраструктуры в малых населенных пунктах, куда оптика пришла благодаря госпроектам, – рассказали в «Ростелекоме». – Стабилизация рынка в сегменте B2C продолжится, в других сегментах будет зависеть от темпов цифровой трансформации государства и бизнеса».

Авторы: Наталия Веденеева
Тэги: Рынок,ШПД & ТВ,Ростелеком,Транстелеком
Рубрики: Связь