29.12.2021 16:18
PRO Абонентов

Итоги 2021: как менялись тарифные планы

В конце каждого года мы подводим его итоги по нескольким «направлениям». Сегодня давайте вспомним, как менялись тарифы сотовых операторов.

Главный тренд – это, конечно же, отказ от безлимитного интернета на тарифах для массового рынка. Речь о смартфонах: на модемных тарифах безлимиты стоят в несколько раз дороже и пока под сокращение не попадали. А вот на тарифах для смартфонов к концу года все как будто сговорились и отменили безлимитки, оставив их только на ТП для «тяжелых» абонентов с ARPU тысячи эдак в полторы рублей. Объем включенного трафика всё равно пока что позволяет на нем не экономить: его входит по 20-30, а то и 40-50 ГБ, что практически равносильно «безлимиту», но начало положено.

Дело в том, что операторы в этом году впервые за 10 лет столкнулись со снижением скоростей передачи данных. Трафик растёт, сети не справляются, а LTE дальше строить некуда: нужно 5G, развитие которого пока что сдерживается регуляторными методами. Частоты не выделены, оборудования российского производства нет – так что рост трафика решили сдержать экономическими инструментами.

Как отметил на встрече с журналистами региональный директор региона «Запад» ПАО «Вымпелком» («Билайн») Дмитрий Глотов, сейчас безлимитов среди новых тарифов оператора не осталось, однако 50-75 Мбит/сек — это доступная максимальная скорость в сети, которой более чем достаточно для всех представленных на рынке сервисов. «Подчеркну, что это не касается старой базы, это изменение в новых продажах», — говорит он. Дмитрий Глотов согласен с тем, что это необходимые изменения, связанные с необходимостью поддерживать емкость сети.

Интересно, что даже там, где «безлимитки» формально остались, их начали превращать в условно-безлимитные тарифы. Например, 50 ГБ трафика предоставляется без ограничения скорости, а дальше шейпинг: 64-128 Кбит/сек. Формально интернет остаётся безлимитным, но пользоваться им невозможно.

Тем не менее, MVNO-операторы не собираются отказываться от безлимитки как от конкурентного преимущества. Как рассказал TelecomDaily гендиректор MCN Telecom Александр Мельников (собственное MVNO компании долгое время ориентировалось только на В2В, но в 2020 году  вышло и на частный рынок), оператор собирается работать в данном направлении. «Мы отмечаем некоторый рост спроса на безлимитный интернет, но запросы чаще всего поступают от частных лиц. Планируем предложить безлимтные тарифы в будущем году, но на особенных и необычных условиях. О деталях расскажем позже», — пояснил он.

Продолжается начатая ещё в 2020 году тенденция бандлинга – то есть, продажи тарифных планов, в которые включены те или иные допуслуги, в основном контентные. Подписка на фильмы – самое простое, что можно было сделать, однако теперь операторы начали мыслить более масштабно и, например, у «Билайна» появился тариф с подпиской на «Яндекс.Плюс». Есть у операторов подписки на облачный гейминг, онлайн-библиотеки и т.п. Свой «Плюс» запустил в этом году и «МегаФон» – причём для абонентов всех операторов. То есть, пошёл даже дальше, чем просто тариф на связь, в подписку входит исключительно контент – онлайн-кинотеатры ivi и Start, подписка на музыку от «СберЗвука» и библиотеку MyBook. Это стоит в три раза дешевле, чем все 4 сервиса по отдельности, а в самом «МегаФоне» за подписку дают VIP-статус, дающий приоритетную поддержку, обслуживание в салонах без очереди и бесплатную доставку SIM-карты на замену по России. Не то, чтобы это было часто нужно, но удобно же.

Ещё один продолжающийся тренд – попытки операторов подключать целые домохозяйства. Пакетные тарифы с общими объёмами минут и мегабайт были уже давно, однако «МегаФон» в этом году запустил тариф «Первый семейный» – для детей и пенсионеров связь может быть в принципе бесплатной (звонки внутри семьи и небольшое количество интернета), а по мере роста потребностей, на который и рассчитывает оператор, абонент уже останется с ним и будет просто докупать дополнительный трафик.

Ещё один тренд этого года – несгораемые пакеты. Теперь они в той или иной форме есть у всех операторов. Смысл в том, что неиспользованный трафик переносится на последующие периоды на определенных условиях – как правило, до бесконечности копить всё равно нельзя, но у абонента очень быстро появляется «бездонная бочка», позволяющая разговаривать и пользоваться интернетом практически без ограничений. Теперь операторы придумывают, как заставить абонентов этот трафик все-таки потратить. Например, в Tele2 можно обменять минуты на фильмы из сервиса Wink: сколько времени идёт фильм, столько минут за его просмотр и спишется.

И, наконец, на новых пакетных тарифных планах внутрисетевые звонки перестали расходовать пакеты минут. Ранее внутрисетевая «безлимитка» включалась только после исчерпания основного пакета, что делало её бессмысленной – от этого нововведения 4-5-летней давности все массово отказались.

Также операторы всё чаще предлагают какие-либо «защитные» опции: от телефонного спама или возможности подключить токсичный платный контент. Все понимают, что голос и SMS востребованы всё меньше, абонентам нужен мобильный интернет для доступа к ОТТ-сервисам – и если продолжить тырить мелочь по карманам, то отток будет происходить очень и очень стремительно.

К трендам можно также отнести зарождающееся псевдосубсидирование в виде подписок на смартфоны и дисконтных программ, но пока оно находится в зачаточном состоянии и массовым не является. Посмотрим, куда рынок двинется в 2022-ом.

Авторы: Илья Шатилин
Тэги: Россия,Вымпелком,MCN Telecom
Рубрики: Связь