31.08.2021 18:53
PRO Компании

«Большая тройка» пошла в рост на «цифре» и облаках

В конце августа все три крупнейших российских мобильных оператора отчитались об итогах за второй квартал 2021 года. Раскрытые ими финансовые данные позволяют судить о том, что мобильный рынок наконец взял курс на восстановление и рост выручки.

Так, «Билайн» (ПАО «Вымпелком») опубликовался последним из «тройки» и показал во втором квартале рост выручки на 6,2%, год к году до 69,59 млрд руб. Для сравнения, выручка МТС выросла на 10,7% до 127 млрд руб. за тот же период, а у «Мегафона» — на 7,1% до 84,1 млрд руб.

МТС, которая обошла коллег по цеху по динамике выручки, сделала упор на финтех, ритейл, медиасервисы и облачные услуги для бизнеса и получила максимум от роста в этих сегментах. «Мегафон» назвал основными драйверами роста выручку от передачи данных, контент-услуг группы START и цифровых услуг в области big data. Интересно, что «Билайн» как наиболее быстро растущее направление также отметил B2B-услуги в области big data и облаков (рост на 15%).

Получается, что мобильная выручка сотовых операторов, хотя и приносит им больше всего денег, по темпам роста не может сравниться с новыми направлениями. Это не удивительно с учетом того, что проникновение услуг мобильной связи по итогам 2020 года в России достигает 175% по данным «ТМТ Консалтинг». Расти этому сегменту просто некуда.

В результате сервисная выручка «Билайна» в мобильном сегменте показала минимальный прирост во втором квартале на 1,6% год к году (в фиксированном, для сравнения, она увеличилась на 8,6%). Абсолютные показатели в рублях компания не раскрывает. При этом у МТС мобильная связь подросла на 5,3% до 85,5 млрд руб., а у «Мегафона» сервисная выручка во втором квартале увеличилась на 4,5% до 76,6 млрд руб. (на мобильную и прочую она не разделена).

Получается, что в сегменте мобильных услуг динамичнее всего продвигается вперед МТС. У этой же компании больше всего абонентов по итогам второго квартала: 78,6 млн. У «Мегафона» — 72 млн. У «Билайна» абонбаза выросла на 0,6%, до 50,1 млн пользователей (4G база растет быстрее — на 20,5%). Последнее также можно считать достижением, так как были довольно продолжительные периоды, когда компания теряла абонентов.

В обозримом будущем рынку мобильных услуг ничто не обещает былого драйва.  Даже долгожданное постковидное восстановление до плюсовых показателей уже стало приятным результатом для отрасли. Сотовый ритейл тоже перестал сытно кормить компании: в 2020 году операторы закрыли более 1700 салонов связи на территории РФ. Трафик в них упал примерно на 25%, а покупки гаджетов переместились онлайн.

На этом бледном фоне остается только один вопрос: где «большая тройка» возьмет деньги на переход к 5G, который от нее так ждут в ближайшие годы?

Другие показатели бизнеса ПАО «Вымпелком» в России:

Абонентская база клиентов широкополосного доступа в интернет увеличилась на 7% год к году. Число активных пользователей сервиса «Билайн ТВ» поднялось на 16 % — до 2,7 млн в месяц.

Выручка от решений на основе больших данных увеличилась на 60,8 % в годовом исчислении, в основном за счёт выручки от услуг в сфере рекламных технологий, которая поднялась на 170 %.

 

Авторы: Анастасия Симакина
Тэги: Рынок,Вымпелком,МТС,Мегафон
Рубрики: Связь,Наука и технологии