Всего за два года «Яхонт» стал ведущим производителем систем хранения данных на отечественной компонентной базе: каким был этот путь и почему российские СХД подходят всем, а не только компаниям, которые по закону обязаны работать с ними, TelecomDaily рассказал генеральный директор компании Георгий Панков.
Георгий Александрович, «Яхонт» — молодая компания, но, насколько нам известно, за ней стоят сильнейшие игроки отрасли?
Компания «Яхонт» создавалась как совместное предприятие двух значимых участников российского ИТ-рынка: это АФК «Система» и «Ростех», представленные «Элементом» как управляющей компанией и «Норси-Транс». AФК «Система» привнесла свое четкое понимание рынка, а «Норси-Транс» обеспечила передовые технологии производства систем хранения данных. В этой синергии и появился «Яхонт». Мы объединили ведущих экспертов рынка для создания такого типа продукции, которого в России никогда прежде не было: СХД на базе полностью российских компонент и микропроцессоров. Это действительно исторический момент для всей индустрии.
Для кого предназначена ваша продукция и почему, если это так важно, производство полностью отечественных СХД появилось только сейчас?
С одной стороны, должны были появиться нужные технологии, отечественные производители должны были подойти к этой точке эволюционно. Так, в СХД «Яхонт» используются полностью отечественные процессоры «Эльбрус» производства МЦСТ: это новый продукт на рынке, и без него еще два-три года назад решение такой задачи было бы невозможным. С другой, развитие рынка отечественных СХД подстегнули законодательные инициативы: например, «пакет Яровой», который обязал телеком-операторов хранить все данные абонентов только на отечественных серверах. Именно телеком-компании стали первыми крупными заказчиками продукции «Яхонта».
Но СХД «Яхонт» нужны не только телекому?
Разумеется, нет. Хотя мы живем в парадигме импортозамещения, потенциальный спрос на продукцию намного шире. Наши заказчики — от государственных организаций до крупных коммерческих компаний. Последние могут выбирать отечественные СХД уже не под давлением законодательных норм, а по соотношению цены и качества продукции. В перспективе отечественные СХД будут востребованы во всех отраслях, где ведется обработка больших данных. Так, кроме телеком-компаний в них заинтересованы бизнесы, у которых сотни тысяч заказчиков, например, транспортные компании. Еще одно перспективное направление – работа с медицинскими структурами и центрами, у которых благодаря развитию телемедицинского направления также накапливаются большие массивы данных.
У нас уже есть сформированная воронка продаж СХД «Яхонт» для бизнеса: в 2021 году мы заключим первый коммерческий контракт с компанией, которая сделала выбор в пользу нашей продукции вне контекста «пакета Яровой». Наши СХД являются очень конкурентными, поэтому мы ожидаем, что спрос на продукцию компании вырастет не только в B2G, но и в B2B. И хотя рынок только формируется, его потенциал уже измеряется сотнями миллиардов рублей.
Осознавая такой емкий потенциал, какие количественные и качественные показатели на момент запуска новой линейки вы закладывали?
Возможно, это прозвучит немного пафосно, но фактически мы занимаем уникальную позицию на рынке отечественных СХД: по нашим сведениям, в России нет аналогов линейки «Яхонта», полностью собранных на российской компонентной базе, от материнских плат до микропроцессоров. Разработки ведутся, но для их воплощения потребуется не менее полутора-двух лет, а спрос на отечественные СХД растет в геометрической прогрессии уже сегодня.
Мы не боимся прихода конкурентов и всячески приветствуем R&D в этом направлении: чем больше конкуренция на рынке, тем он более здоровый и тем больше возможностей у заказчиков получить доступ к самым разным линейкам. Российская микроэлектроника не стоит на месте, появляются новые образцы отечественных процессоров и плат. Что получится на практике, покажет время.
Скажите, пожалуйста, что еще может произойти и дополнительно ускорить развитие рынка оборудования для обработки данных? Так, последствия «закона Яровой» или резкого перехода всех бизнес-процессов онлайн мы все видим сегодня.
События уровня пандемии трудно прогнозировать, а вот законодательные тренды я могу прокомментировать. Дело в том, что любой рынок в своем развитии движется ко все большему регулированию и контролю со стороны государства. В этом смысле Россия повторяет путь многих европейских стран, где действуют подобные нормы в отношении хранения и обработки тех же персональных данных граждан. Предпосылки для «пакета Яровой» появились задолго до того, как реальные законы были разработаны и приняты. Если внимательно посмотреть на опыт Евросоюза, то можно спрогнозировать, как будет развиваться регулирование российского телекома по мере его зрелости. Думаю, что следующие инициативы законодателей могут коснуться контроля за сетевым трафиком, облачной обработки данных и других областей, где речь идет о процессинге и хранении больших массивов чувствительной и зачастую конфиденциальной информации.
Приходится ли вам сталкиваться с предубеждениями, что в России не может производиться надежная техника? Как с ними справляетесь?
С такими убеждениями мы действительно сталкиваемся, но никак не боремся: мы просто хорошо делаем свою работу. Те компании, которые покупают отечественное оборудование, следуя требованиям закона, уже находятся вне контекста подобных убеждений: они не являются для них определяющими при покупке. Что касается всех остальных, то нужно время, чтобы к отечественной продукции установилось доверие. Обычно в таком случае я привожу в пример статистику: у нас количество рекламаций от клиентов составляет менее 1%, на уровне статистической погрешности. Мы используем лучшие практики производства, контроль качества на производстве строжайший. Именно поэтому я так уверен, что по соотношению цена/качество продукция «Яхонта» даст фору многим другим брендам.
Вы делаете такую серьезную работу, закрываете потребность целой отрасли в оборудовании, поддерживает ли вас государство?
Наличие отечественной аппаратной базы – вопрос национальной безопасности, но государство в дела коммерческой компании, конечно, не вмешивается. Разумеется, мы заинтересованы в большей поддержке, а пока движемся в своем развитии достаточно самостоятельно. Например, мы участвовали во внесении необходимых для индустрии законодательных поправок, состоим в различных рабочих группах, где ведем диалог с представителями государства. Но в своей основной деятельности, разработке и выпуске на рынок продукции, «Яхонт» опирается только на себя.
Над какими новыми технологиями работает «Яхонт» сейчас? Каковы ваши планы на ближайший год?
Мы работаем со всеми партнерами и принимаем самое активное участие в развитии новых линеек отечественных процессоров и материнских плат. Безусловно, в будущем мы планируем выпуск линейки, которая будет обладать еще более высокими характеристиками с точки зрения продуктивности, скорости обработки данных и отказоустойчивости. Кроме того, «Яхонт» работает в смежных областях: например, совместно с «Норси-Транс» мы ведем разработку решений в области аналитики больших данных. Впереди еще много работы, и она очень интересная.