12.11.2020 19:55
PRO Абонентов,Интернет

Зачем операторам облачный гейминг

Проектов в сегменте облачного гейминга в России становится все больше, на этот рынок уже вышли многие операторы связи. Издание «Телеспутник» рассказывает, как и у кого работают эти сервисы, и приводит прогнозы экспертов. Так, по оценкам Newzoo и Juniper Research, в 2024 году объем мирового рынка облачного гейминга составит 3–5 млрд долл, из них на Россию придется более 200 млн. В 2024 году из 60 млн российских игроков постоянно или периодически сервисами облачного гейминга будут пользоваться 3–4 млн человек, утверждают аналитики.

Что и кто

Несмотря на то, что для обозначения облачного гейминга иногда используются термины «стриминг игр» или «игры по запросу», сравнение этой услуги с видеосервисами типа Netflix некорректно, напоминает издание. Общее в них только то, что пользователь в обоих случаях получает на экран своего устройства видеопоток с удаленного сервера. Ценность у этих услуг разная: Netflix сдает в аренду контент, а облачный гейминг — мощное «железо». Игры надо запускать из аккаунта Steam, Origin или играть в бесплатные типа Fornite, War Thunder. При этом на рынке есть подписки на каталоги игр, например Apple Arcade и Origin Play. Их, пожалуй, можно сравнивать с классическими платформами видео по запросу, но к облачному геймингу они отношения не имеют.

В России работают несколько сервисов облачного гейминга: Drova.io, GFN.ru, Loudplay, Megadrome, PlayCloud, PlayInCloud, Playkey. В конце сентября стало известно, что свое решение в этой области готовит и Mail.ru Group.

На мировой арене также набирают силу поддерживаемые крупными корпорациями и ИТ-гигантами сервисы: PlayStation Now от Sony, xCloud от Microsoft, Stadia от Google. До конца этого года ожидается запуск Luna от Amazon. Не исключено, что рано или поздно эти платформы появятся в России и изменят расстановку.

Один из наиболее значимых игроков на российском рынке облачного гейминга — GFN.ru. Это локальная версия глобальной платформы GeForce Now, созданной компанией Nvidia, разработчиком графических процессоров. В GFN.ru инвестировал 1 млрд рублей бизнесмен Михаил Гуцериев, а развитием сервиса в РФ с октября 2019 года занимается принадлежащая ему группа «Сафмар».

Один из самых старых российских сервисов облачных игр — Playkey. Его основал в 2012 году выходец из «ЭР-Телекома» Егор Гурьев. В 2017 году в платформу инвестировал 2,8 млн долл Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), еще 1,5 млн долл вложил немецкий оператор дата-центров Darz.

C 2018 года работает сервис Loudplay: миноритарную долю в этой компании весной 2020 года приобрел бывший министр связи Николай Никифоров.

Сервис Drova.io интересен тем, что у него нет собственных серверов: он выступает посредником между пользователями, готовыми предоставить игровой компьютер в аренду, и пользователями, которые хотят арендовать его для запуска игры.

Операторы в деле

К 2020 году практически все крупнейшие сети начали сотрудничать с тем или иным игроком из вышеперечисленных.

В феврале этого года «МегаФон» договорился с Loudplay о сотрудничестве в области облачного гейминга. Своим абонентам оператор предлагает тарифы на сервис чуть ниже его обычной стоимости: три часа доступа через «МегаФон» будут стоить 130 рублей, а напрямую на Loudplay — 145 рублей. В «МегаФоне» «Телеспутнику» рассказали, что за весенне-летний период пандемии количество пользователей их предложения по облачному геймингу увеличилось на 250% относительно докарантинных показателей.

«Билайн» анонсировал сервис Beeline Gaming в октябре 2019 года на выставке «Игромир». Изначально доступ к сервису был возможен только через сет-топ-бокс оператора, стоимость которого составляла почти 10 тыс. руб. За подписку стоимостью 990 рублей в месяц абонент мог играть в облаке, а также получал доступ к контенту «Билайн ТВ». Позже появилась возможность скачать программу-клиент, чтобы воспользоваться сервисом на персональном компьютере.

Изначально Beeline Gaming работал на базе Playkey, но позже сменил партнера и стал использовать платформу GFN.ru. Для пользователей условия практически не изменились, но у GFN.ru есть возможность оформить подписку сразу на полгода или год, получив небольшую скидку. У «Билайна» также есть тариф «Ночной»: можно играть с 1:00 до 13:00 за 499 руб. в месяц. 

В мае 2020-го МТС представил целый маркетплейс сервисов облачного гейминга, который позволяет оформить подписку на одну из четырех платформ: Playkey, Loudplay, Drova.io или GFN.ru. Для абонента это получится дешевле, чем если покупать доступ напрямую. Например, 5 часов облачной игры на Playkey стоят 360 руб., а если оформлять доступ к сервису через МТС, то выйдет 320 руб. Покупка 10 часов непосредственно на Loudplay обойдется в 450 руб., на МТС — в 399 руб.

«Ростелеком» выбрал GFN.ru своим партнером по облачному геймингу год назад. Если у абонента «Ростелекома» подключен тариф «Игровой» (800 Мбит/с за 890 руб. в месяц), то он может пользоваться облачным сервисом всего за 490 руб. в месяц. На другом тарифе плата будет стандартной — 990 руб.

Взлетит, когда появится 5G

Аналитики не верят, что игровая индустрия принесет операторам прибыль в ближайшей перспективе.

«Облачный гейминг — это все же задел на будущее. Такие сервисы, как xCloud или GeForce Now являются комплементарными к традиционному геймингу и пока не стремятся его заменить. С совершенствованием самой технологии облачного гейминга и инфраструктурных технологий, например гигабитного интернета, 5G, в какой-то момент можно предположить, что этот способ станет основным, но, по моим оценкам, до него еще минимум лет шесть», — считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.

PwC в своем докладе отмечает, что сотовая связь пятого поколения приведет к популярности мобильных игр, а за счет облачного гейминга можно будет запускать AAA-игры на смартфонах.

По прогнозам PwC, объем всего российского рынка видеоигр к 2024 году достигнет 2,7 млрд долл. Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений PwC в России Александр Кардаш уточняет, что на долю облачного гейминга будет приходиться 3,5% от этой суммы. Получается, доходы от этого сегмента составят чуть меньше 100 млн долл, а не 200 млн, как ожидают в Juniper Research.

По данным GFN.ru, с октября 2019-го по июль 2020 года на сайте сервиса зарегистрировались 1,2 млн человек, а всего пользователи платформы за этот период наиграли в облаке почти 329 млн минут. В период самоизоляции аудитория сервиса заметно выросла: с примерно 50 тыс. активных ежемесячных пользователей на начало февраля до около 130 тыс. на начало апреля. Текущие данные видеосервис пока не предоставляет.

Авторы: Юрий Серебров
Тэги: Игры,Ростелеком,МТС,Вымпелком,Мегафон
Рубрики: Контент,MTT PRO Бизнес